1006022_530688873653064_1649197835_n

Текст Илья Семенов | 25.12.2013

Книги, вроде как, давно перестали быть популярными: место разговоров о литературе заняли разговоры о пабликах, политзаключенных, сексе и бог знает, о чем еще. Но писателям, видимо, об этом не сообщили, потому что они исправно продолжают писать романы, повести, рассказы, а то и вовсе – стихи. И даже если мы этого не знаем, эти тексты нам по-настоящему нужны. А проверить это не так сложно, как найти давно погребенную под другими новостями веселую картинку в соцсети. Достаточно купить и прочитать. Потому что почитать в этом году было что.

Специально для вас HungryShark  выбрал 10 самых важных книг года и даже их прочитал.

Самая традиционная

996808_556000311121920_863677575_n

«Бэтман Аполло» Виктор Пелевин

Как ни странно, самая традиционная книга в этом году – одиннадцатый роман Виктора Пелевина «Бэтман Аполло» – огромный роман, который совершенно не понравился критикам, зато был распродан привычно неплохим тиражом. В «Бэтман Аполло» Пелевин продолжил линию своей же книги «Ампир V», вышедшей семь лет назад, а заодно в неизвестно какой уже раз загрузил читателя и посмеялся над оппозицией.

С сожалением стоит признать, что роман у одного из самых серьезных современных писателей, получился, и правда, не слишком интересный – давние поклонники автора вряд ли обнаружат в нем что-то новое, да и для тех, кто никогда ничего из Пелевина не читал (если такие есть) это – не лучшая книга. Хотя, если на полке уже стоят десять романов главного литературного мистификатора России, почему бы не поставить к ним еще одну?

Тем более, что пути известно, чьи неисповедимы, и по какой-то невероятной случайности именно эта книга может вдруг стать тем самым резким ударом палкой по спине, который позволит наконец-то достичь просветления. Хочется верить, что как раз к такому эффекту Пелевин и стремится. И будет писать до тех пор, пока мы все не откроем глаза на то, что никаких глаз у нас нет.

 Самая пророческая

Пункт, который в любой другой год мог запросто занять Пелевин, на этот раз, безусловно, принадлежит другому современному классику, выпустившему в этом году, напротив, один из самых удачных своих романов – «Теллурия». Строго говоря, назвать эту книгу романом нельзя – отсутствуют приличествующие составляющие, вроде единой сюжетной линии или героев, однако эпическое полотно рисуется масштабное.

«Теллурия» – это картина не слишком далекого будущего, в котором реализовались все страхи современного европейского общества, – от нашествия мусульман на Старый свет до интегрирования технологических новинок в человека и распада государств на мелкие, как в Средневековье, княжества. При всей этой негативной, на первый взгляд, картине, читать книгу Сорокина не страшно, а очень любопытно, особенно, подмечая безумное количество вариаций русского языка, которым пользуются жители разных частей распавшейся России. Кроме того, по ходу чтения так и подмывает выбрать княжество по душе и заранее переехать в соответствующую область страны.

Самая разочаровавшая

Долгожданное продолжение романа Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» оказалось вовсе не продолжением шедеврального произведения, а совершенно отдельным и довольно посредственным романом, который позиционируется на рынке именно как вторая часть «Плинтуса». Коммерчески такой ход, безусловно, обоснован, но выглядит он, все равно, не слишком приятно.

В действительности, «Хроники раздолбая» Санаева – не самая увлекательная, к тому же, затянутая книга о взрослении главного героя – совершенный мейнстрим современной литературы. Из антуража алкоголь, первые эрекции, проститутки, потеря девственности и большая любовь. Ничего нового, в общем. Куда приятнее лишний раз перечитать какую-нибудь «Вам и не снилось» Галины Щербаковой и печально вздохнуть по поводу того, что сейчас такие истории не в ходу.

Самая претенциозная

1100772_Antichrist

«История Российского государства» Борис Акунин

В этой номинации поспорить со знаменитым автором детективов и оппозиционером Борисом Акуниным вряд ли кому-то удастся. Акунин в этом году разразился совершенно неожиданной книгой в двух томах, в которой, как в свое время Карамзин, решил изложить историю государства российского, но сделал это, разумеется, в беллетризированной форме.

Получилось любопытно, но странно: читается учебник Акунина легко, однако его достоверность – под огромным сомнением. И если в романах про Фандорина исторические натяжки выглядят простительно и даже логично, все-таки, это – художественная реальность, то в условно историческом труде, где зачастую действуют реальные персонажи, это кажется не что минусом, а вопиющим дилетантизмом.

И, даже несмотря на многочисленные оговорки автора о том, что его текст не претендует на звание учебника и адресован тем, кто, как и он сам, плохо знает историю России, весь этот проект выглядит так же нелепо, как выглядел бы Жириновский на посту президента нашей страны. То есть это, конечно, возможное развитие событий, но слишком уж нелепое.

Самая колоритная

Халед Хоссейни – единственный известный афганский писатель нового времени, который продолжает радовать нас первоклассными романами, полными местного колорита и сложных семейных отношений. «И эхо летит по горам» – настоящая сага, события которой охватывают сразу несколько поколений традиционно огромной афганской семьи.

И, несмотря на восточный колорит, которого на каждой странице романа хоть отбавляй, читается она легко и очень быстро, потому что во главу угла Хоссейни ставит не местные особенности, а общечеловеческие ценности, которые понятны хоть в Афганистане, хоть в России, хоть в США, где автор живет последние несколько десятилетий. У нас чем-то подобным занимается прекрасный критик и прозаик Алиса Ганиева, известная куда меньше, чем Хоссейни, хотя по колориту дагестанские истории Ганиевой едва ли уступают афганским историям Хоссейни. Кстати, «И эхо летит по горам» – идеальное чтиво для бесконечных новогодних праздников: будет не слишком тяжело, зато очень интересно.

Самый незнакомый

Писатель Маккарти в России практически не известен. То есть, на самом деле, его знают неплохо, но о том, что знают – не знают, простите уж за тавтологию. Дело в том, что Маккарти – это тот самый человек, который написал книги «Неукротимые сердца» и «Старикам тут не место», ставшие первоосновой для очень популярных кинофильмов.

И заслугу Маккарти в успехе этих фильмов переоценить трудно – он  давно признан классиком современной американской литературы, а его «Пограничная трилогия», которую завершает «Содом и Гоморра» – один из самых успешных романных циклов конца 90-х, который сегодня доступен и русскоязычному читателю. По душе книги Маккарти придутся далеко не всем, но тем, кто любит брутальные вестерны, где герои частенько оказываются по колено в крови, понравятся точно.

Самая дотошная

Невероятно подробная биография Башлачева, написанная невероятно молодым математиком Львом Наумовым, – пример редкого для современной России исследования. В этом году книга вышла с дополнениями и стала еще точнее и яснее. В ней практически нет места беллетристике, зато плотность фактов о жизни Башлачева аналогична плотности его поэтических текстов.

Помимо воспоминаний о поэте и певце в увесистом томе собраны редкие фотографии, нигде ранее не изданные стихи, письма и интервью. В первую очередь, книга адресована поклонникам Башлачева, которые вряд ли смогут почерпнуть больше информации о нем в любом другом источнике или источниках, потому Лев Наумов, кажется, изучил и проанализировал с математической точностью каждый из них. Кроме того, эта книга, безусловно, адресована всем тем, кто любит биографии, потому что полноправно претендует на звание одного из лучших произведений в этом жанре.

Самая лиричная

На счастье миллионов читателей выбравшаяся из Сети и ставшая настоящей звездой Вера Полозкова в этом году выпустила свой третий и, пожалуй, самый лучший на данный момент сборник. Полозкову любят ругать как в среде непризнанных поэтов, так и в академических кругах, а вот простой читатель ее любит, и любит совершенно не зря. Потому что мало кто из современных литераторов умудряется так точно и ясно почувствовать, пропустить через себя и представить миру в виде виртуозных строк, то, что мучает и радует нас с вами – тех, кто рос, вырос или родился в 90-е.

Характерно, что Полозкову трудно назвать женским поэтом – конечно, основная ее аудитория – девочки, девушки и женщины, но связано это скорее с тем, что основная аудитория поэзии вообще – это девочки, девушки и женщины. А жаль, потому что ту же Полозкову читать бы и перечитывать не девочкам одним, а всем подряд.

Самая неоднозначная

На волне интереса к Фицджеральду, подстегнутого выходом фильма «Великий Гэтсби», российские издатели подсуетились и выпустили сразу несколько сборников американского классика, причем сборников разного уровня. Хорошо известно, что к концу жизни Фицджеральд из одного из самых ярких писателей «потерянного поколения» превратился во вполне заурядного литератора, однако в некоторых текстах видно, что класса он все-таки не потерял.

В сборнике рассказов «Три часа между рейсами» представлены его поздние рассказы, значительная часть из них никогда не была издана в России. От других текстов Фицджеральда периода завершения карьеры эти рассказы отличает то, что все они были изданы в журнале «Эсквайр», который и сейчас если печатает литературу, то исключительно качественную. Так что читать «Три часа между рейсами» можно без опаски – ожиданий сборник не обманет.

Самая именитая

В этом году на русский язык перевели первый роман Джоан Роулинг, который вряд ли произведет на читателей любого возраста тот эффект, который произвела история юного волшебника. «Случайная вакансия» – это сатирическая и печальная книга о среднем классе английского общества, никаких симпКниги, вроде как, давно перестали быть популярными: место разговоров о литературе заняли разговоры о пабликах, политзаключенных, сексе и бог знает, о чем еще. Но писателям, видимо, об этом не сообщили, потому что они исправно продолжают писать романы, повести, рассказы, а то и вовсе – стихи. И даже если мы этого не знаем, эти тексты нам по-настоящему нужны. А проверить это не так сложно, как найти давно погребенную под другими новостями веселую картинку в соцсети. Достаточно купить и прочитать. Потому что почитать в этом году было что.