СМОГ5

Текст Юлия Лекомцева | 23.04.2014

Наверное, нет ни одного человека, который никогда не мечтал бы о том, чтобы блистать на сцене. Но далеко не у всех из нас есть талант и связи, позволяющие выходить на подмостки знаменитых театров. А кому-то и славы не нужно, хочется просто интересно провести свободное время, попробовав свои силы в актерстве. В любом случае выход один – записаться в любительский театр. К слову, это явление не новое.

Первыми любительскими театрами в нашей стране можно назвать театры крепостные и домашние, которые были крайне распространены в конце 17 – 19 веках. Настоящий расцвет непрофессионального театрального творчества начался с приходом советской власти. Спектакли ставились в школах, интернатах, на заводах. К 1960-м годам своя любительская труппа была при каждом Доме культуры, не говоря уже об образовательных учреждениях и рабочих коллективах.

Где-то участие в театральной деятельности было  “принудиловкой”, а где-то, если находился действительно заинтересованный своим делом руководитель, становилось любимым увлечением, на которое не жаль ни вечеров, ни выходных. Большинство знаменитых актеров настоящего в детстве и юности прошли школу любительских театров. В советское время основной репертуар любительских театров состоял из классических произведений и из пьес советских авторов.

В 1990-х годах любительские театры, как и большая часть российской культуры, переживали кризис. Активно продолжали работать, пожалуй, только театры при образовательных учреждениях, взрослым же ставить и репетировать спектакли было просто некогда. Но к середине 2000-х интерес к этому культурному явлению снова возрос. Сегодня, помимо театров, актеры которых являются сотрудниками одной компании, есть много независимых трупп, куда при наличии минимального таланта и свободного времени может попасть любой желающий.

Репертуар любительских театров сегодня очень разнообразен. Ставят все – начиная с классики и заканчивая новаторскими пьесами собственного сочинения. Каждый театр старается привнести что-то новое в любой спектакль, будь то традиционная “Синяя птица” или работа молодого автора. Иногда из таких творческих попыток вырастает что-то действительно стоящее и талантливое, поэтому зрители проявляют все больший интерес к любительским постановкам.

Непрофессиональных актеров, желающих попробовать себя на сцене, можно условно разделить на несколько категорий. Первая – это люди, желающие с помощью актерского мастерства преобразовать свое поведение: овладеть ораторскими навыками, усовершенствовать телесную и речеголосовую выразительность. В игровой форме делать это не только легче, но и интереснее.

Кого-то на сцену просто влечет “актерская” мечта детства. Третья группа состоит из желающих понять, насколько им интересна театральная деятельность с точки зрения профессионального занятия. А еще любительский театр – это возможность для людей, на первый взгляд, совсем не творческих профессий прожить другую жизнь – на сцене, открыть себя заново, в новом образе. И кто сказал, что актерами не рождаются?..

У самого синего моря

Знакомый колорит сочинского пейзажа, простая русская женщина по имени Галина и ее дочь Софья, и задорная музыка, напоминающая всем знакомые мотивы известного шведского квартета, только в русской интерпретации. В начале апреля мюзикл “История любви” обрел свое сценическое звучание благодаря творческой задумке коллектива любительского театра “ИНВИТРО”.

Инициаторы смелого эксперимента – художественный руководитель творческого коллектива Наталья Голубева-Захарова и режиссер Максим Молчанов. Причем все – и постановка, и актерская игра, и вокал, и хореография – было сделано настолько слаженно и профессионально, что я никогда бы не догадалась, что на сцене не звезды столичных театральных подмостков, а актеры любительского театра. Яркая сценическая пластика, безупречная актерская игра – все это присутствовало и создавало для зрителя то неизменное ощущение сопричастности к происходящему, без которого невозможен театр.

Действие мюзикла происходит в лучших романтических традициях – согласно последним “пискам” сезона – на берегу Черноморского побережья в славном городе Сочи. Юная особа по имени Соня  собирается замуж и мечтает о том, чтобы церемония прошла по всем правилам, а для этого ей не хватает самой малости — чтобы к алтарю ее отвёл её отец.

Беда в том, что мама Софьи, простая русская женщина Галина Шаповалова, в прошлом доблестный офисный сотрудник, работающий в сфере франчайзинга, а ныне – хозяйка таверны, вырастила её одна. Соня находит дневник матери, который та вела в год ее рождения. Открываются любопытные факты: у матери Софьи было сразу три романа, которые могли привести к появлению чудесной девочки на свет. Сообразительная девушка решает отправить приглашения на свою свадьбу всем троим кандидатам в отцы. Так и закручивается настоящая интрига…

По словам режиссера любительского театра Максима Молчанова, работать с актерами-любителями – это особая специфика, предполагающая больше свободы, творческого поиска, лабораторной работы.

А то, что актеры этого любительского театрального коллектива являются сотрудниками одной компании, добавляет еще очевидные плюсы данному проекту – ведь это отличная возможность для развития коммуникативных навыков, ибо актерское мастерство имеет гораздо большую сферу применения, нежели принято считать. Однако лучше о подробностях корпоративного театрального “закулисья” расскажут сами актеры.

Money, Money, Money

Исполнительница главной роли Галины Шаповаловой – Ирина Королева – в компании “ИНВИТРО” возглавляет учебный центр и занимается обучением персонала. Для нее – это первый театральный опыт. Ирина признается, что с детства мечтала стать актрисой. И когда представилась возможность реализовать мечты, ни секунды не сомневаясь, подала заявку на кастинг, который был объявлен среди сотрудников компании в октябре прошлого года.

Ирина, репетиции, я так понимаю, были в свободное от работы время?

Да, все репетиции – после работы,  в выходные – по два-три раза в неделю. Но для меня и моих коллег это вообще не являлось проблемой, все получали удовольствие от репетиций, поскольку здесь даже важнее был не столько сам результат в виде премьеры, а больше – сам творческий процесс – отработка сцен, занятия по вокалу, ибо все песни – в нашем исполнении.

Это уникальный проект с точки зрения внутренней корпоративной культуры, что важно для сплочения коллектива, дает мощную энергетику, драйв для дальнейшей работы. В ходе репетиций я сама познакомилась со многими сотрудниками, с кем по работе никогда не общались. Начали репетировать в конце ноября – и уже в апреле представили премьеру мюзикла.

Какой вам видится ваша героиня? Насколько она похожа на вас?

Да, мне было легко войти в эту роль. Моя героиня – бодрая, энергичная, позитивная, воспринимает жизнь, как большое приключение – таких принято называть сильными. Считаю, что я смогла до конца понять и донести до зрителя этот образ. Вообще для непрофессиональных артистов это в любом случае сложно, потому что азы актерского мастерства, вокала, хореографии приходилось постигать уже в ходе репетиций – у нас были профессиональные преподаватели, так что работа была сделана большая.

Для руководителя отдела организации медицинских офисов Ольги Овсянниковой, воплотившей на сцене образ Сонечки, этот выход на сцену уже не первый.

Ольга, на твой взгляд, легко ли непрофессиональному актеру “замахнуться” на мюзикл, где, помимо собственно актерской игры, нужна еще и отработка вокальных навыков, да и динамика другая?

Для  меня этот выход на сцене в составе театра “ИНВИТРО” уже не первый. Да этого была небольшая роль в детской сказке “Волшебные часы”, потом роль Липочки в пьесе А.Островского “Свои люди – сочтемся”. Однако с “Историей любви” все оказалось несколько сложнее, на первый взгляд. Тут и динамика, и частая смена костюмов, декораций, невероятная энергетика. Костюмы для всех наших постановок в основном делаем сами – сотрудники выступают и в роли костюмеров, и декораторов, и авторов песен – к примеру, в этом мюзикле русский текст двух песен написала наша сотрудница Юлия Николаева. Репетиции, в большинстве своем, проходили в нашем корпоративном учебном центре.

Считаю, что цель нашего театрального проекта не столько развлекательная, сколько объединяющая  – отличный шанс для сотрудников лучше узнать друг друга, развить в себе какие-то коммуникативные навыки, что, несомненно, всегда пригодится в нашей работе.

Моменты репетиций

Эффективность корпоративного театрального проекта подтверждает и заместитель генерального директора “Независимой лаборатории ИНВИТРО” Виталина Левашова:

«Идея проекта “Театр “ИНВИТРО” родилась в конце 2011 года. Как часто бывает с удачными проектами – почти случайно. Сотрудники ИНВИТРО поставили спектакль “Волшебные часы” для своих коллег и их детей – написали сценарий, сделали костюмы, записали саундтреки. Премьера состоялась в канун нового 2013 года. Новогоднюю сказку посмотрели не только специалисты компании и их семьи, но и воспитанники школы-интерната в Электростали, а также подопечные благотворительного фонда “Созидание”: четыре сотни ребятишек с ограниченными возможностями, дети-сироты и малыши из малообеспеченных семей.

Успех спектакля позволил театральному проекту “ИНВИТРО” развиваться дальше. Продолжением стала новая, более сложная, постановка по пьесе Александра Островского “Свои люди – сочтемся”, приуроченная к 15-летнему юбилею компании. Любительский театральный коллектив был отмечен особым дипломом “За высокую социальную значимость проекта” в рамках церемонии награждения лауреатов премии за достижения в области управления человеческими ресурсами “Хрустальная пирамида” за 2013 год, которая состоялась 26 сентября 2013 года в Москве.

Театральный проект  “ИНВИТРО” стал долгосрочной программой тимбилдинга в рамках всей компании. Театр стирает психологические барьеры в общении. Способствует эффективному принятию решений и достижению поставленных целей».

Свои для своих на взаимоволнующую тему – вот суть, формула того успеха, который сопровождает спектакли любительских театров. Перешагнув через рампу, взломав все препоны и стены, актер  спускается к зрителю, беседует с ним, спорит, требуя не сопереживания, а просто ответа на вопрос или даже конкретного действия, поступка. Зритель, чувствуя себя своим среди своих, охотно включается в эту игру-жизнь, в это совместное действие-представление. Поэтому в перспективе можно ожидать увеличения числа подобных творческих формаций.

IMG_6713

И снова о театре

Сегодня, помимо театров, актеры которых являются сотрудниками одной компании, есть много независимых трупп, куда при наличии минимального таланта и свободного времени может попасть любой желающий. Точное их количество на сегодня неизвестно, однако можно назвать несколько, наиболее “раскрученных” в Москве и ближайшей округе.

МОСТ (Московский Открытый Студенческий Театр), который сформировался из Студенческого театра МГУ, стал первым в России университетским театром, получившим статус государственного. Это актерская школа, в основе которой уникальный опыт динамичной программы обучения “на ходу”. Школа, которая, развивая индивидуальность, создает ансамбль из ярких, всесторонне образованных и подготовленных актеров с широким спектром творческих возможностей.

Театр  существует уже 55 лет и за время работы представил миру немало талантов — свои первые сценические шаги тут сделали Алла Демидова, Ролан Быков, Роман Виктюк и Максим Галкин. До самой смерти со Студенческим театром МГУ работал Венедикт Ерофеев. Среди постоянных проектов театра «Мост» – ежегодный бал выпускников «Молодые Львы» и фестиваль студенческих театров.

И хотя МОСТ сформировался из Студенческого театра МГУ, однако в труппу входили не только ребята из Московского университета, но и других вузов. В период перестройки театр стал довольно популярен в Москве. Успех, в частности, принес смелый спектакль «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили».

Директор театра МОСТ Ирина Большакова считает, что развитие любительских театров невозможно без поддержки государства: «Я считаю, что мнение «Никто нам не нужен, мы сами создадим театр и будем работать» неправильное. Поддержка и заинтересованность государства необходима. Например, когда театр лишился постоянной сценической площадки из-за разногласий с ректоратом университета, пришлось арендовать помещения московских театров, а это удовольствие не из дешевых. Мы обратились за помощью в управление культуры Центрального округа Москвы. Нам предложили создать на базе театра МГУ общемосковский студенческий театр. Город дал помещение в центре».

YouTube Трейлер

Трейлер к спектаклю театра МОСТ «Нескучный сад» (Парк Горького, Москва)

А вот художественный руководитель и режиссер театра «Без вывески» Мария Дроздова признается, когда поступило предложение получить категорию профессионального учреждения культуры, она отказалась.

«Я знала, что в случае согласия обрекла бы своих актеров на нищенскую зарплату при полной загруженности дня. В моем театре – люди, получившие хорошее образование. Есть президент крупной компании, который играет на сцене и подчиняется общим правилам. В труппе 35 человек, которые сотрудничают с театром практически с самого его основания. Нам успех обеспечил именно стабильный коллектив».

Театр основан в декабре 1977 года и с момента своего создания находится в районе Коптево. Кроме спектаклей, в помещении театра проводится ряд культурных мероприятий для жителей Северного округа и района Коптево. Театр «Без вывески» – некоммерческая труппа, сообщество людей различных возрастов и специальностей, жизнь которых была бы не полной без постоянного участия в создании спектаклей. Художественный руководитель и режиссер Театра, выпускница театрального училища имени Б.В.Щукина при театре Е.В.Вахтангова – Мария Юрьевна Дроздова.

Основу репертуара составляют русские пьесы, такие как: “Всадник де Мольер” (“Кабала святош”) Михаила Булгакова и “Последняя женщина сеньора Хуана”» Леонида Жуховицкого. Есть и два поэтических спектакля. При тотальном страхе театров и к современности, и к поэзии, театр «Без вывески» ничего не боится. Можно утверждать главное: коллектив любим зрителями разных возрастов. Каждые две недели артисты «Без вывески» расклеивают афиши, иногда дают рекламу в бесплатные печатные издания. Сейчас театр Марии Дроздовой активно сотрудничает с муниципалитетом, что позволило получить довольно просторный зал для выступлений.

В театре делают ставку на отношение человека со своим вторым “я”, художественным, театральным. Отсюда качественное изменение понятия “любители”. Главное в том, чтобы превратить увлечение актерством во взаимное творческое обогащение: каждому расти, и партнеру не дать остыть, не поддаться скуке, пошлости жизни. Это путь к искренности взаимоотношений, самосовершенствованию, внутренней свободе. Театр “Без вывески”, пожалуй, можно считать частной актерской школой.

YouTube Трейлер

Спектакль театра «Без вывески» «Последняя женщина сеньора Хуана»

Художественный руководитель Одинцовского любительского театра Светлана Лапшина согласна, что во многом любительским театрам сегодня приходится выживать и развиваться за счет собственных усилий: «Мы не просим помощи, потому что это два разных процесса – заниматься творчеством и собирать деньги на постановку. Мне проще найти эти деньги самой, чем обивать кабинеты всевозможных инстанций. Средства на постановки нам не выделяют. Одно время у нас был хороший меценат, который купил освещение, ширму для декораций. Но сейчас мы понимаем, что нужно самим развиваться и себя обслуживать».

Одинцовский театр возник в 2007 году по инициативе самой Светланы и ее мужа – профессионального режиссера. Лапшина уверена, если любительский театр хочет достичь высокой художественной планки, то им должен руководить человек с образованием. Сама Светлана закончила Московский государственный университет культуры и искусств.

Одинцовский театр, артисты которого поначалу репетировали в стенах квартиры, сейчас имеет свою постоянную площадку на базе культурно-досугового центра Немчиновский. Станет ли любительский театр профессиональным – зависит от целей и желания художественного руководителя.

YouTube Трейлер

Одинцовский любительский театр, спектакль по пьесе великого русского драматурга “Свои люди – сочтёмся!”

Московский театр “Клякса” представляет несколько иное направление любительского театрального творчества, ориентированное преимущественного на юного зрителя. Актриса, режиссёр-педагог, художественный руководитель Московского детского театра “Клякса” Елена Салейкова считает, что театр объединяет не только детей разных возрастов, но и их родителей: «Каждый в нашем театре представляет участие в жизни коллектива по-своему, но объединяет нас то, что нам хорошо и весело друг с другом, и нам нравится работать для детей. Мы вместе уже 10 лет, несмотря на то, что многие наши актеры работают в других московских театрах. История театра полна веселых, грустных, трагикомических страниц, когда-нибудь мы напишем книгу о нашем театре, в которой каждый оставит на память свою самую интересную историю, а их было много».

Наиболее известные постановки театра — «В шкафу с призраком», «Приключения Тома Сойера», «И были несчастливы…», «Бедный, бедный Гоголь», «Все мальчишки – дураки!».  Студия приглашает детей и молодежь на занятия в трех возрастных группах: с 7 до 10 лет, с 11 до 15 лет и с 16 до 22 лет. Помимо спектаклей, театр предлагает услуги по организации детских праздников, корпоративных мероприятий для взрослых в любом стиле, свадеб, проведению концертов, лекций, изготовлению декораций и костюмов и многое другое.

И хотя живется любительским театрам непросто: многие коллективы странствуют по Москве и Подмосковью в поисках площадок для репетиций и показов спектаклей, нехитрые декорации и афиши мастерят своими руками, – однако репертуар их очень разнообразен. Ставят все – начиная с классики и заканчивая новаторскими пьесами собственного сочинения. Каждый театр старается привнести что-то новое в любой спектакль, будь то традиционная “Синяя птица” или работа молодого автора. Иногда из таких творческих попыток вырастает что-то действительно стоящее и талантливое, поэтому зрители проявляют все больший интерес к любительским постановкам.

Сейчас в России и во всем мире проводится масса фестивалей любительских театров: “UniFesT”, “Открытый занавес”, “Равноденствие”, “Алые паруса” и многие другие. Участие в них – это отличный шанс показать себя публике и профессиональным театральным работникам.

Лирический финал

Источник обложки

Фотографии Юлии Лекомцевой