IMG_6057

Текст Туяра М | 05.03.2014

Татуировка, как мы недавно писали, становится не только заметным явлением в городской культуре, но и вполне жизнеспособной концепцией бизнеса. В современном обществе профессиональная работа тату-мастера скорее будет оценена на правах уникального “предмета” изобразительного искусства, а не веского аргумента на блатной сходке. Торжество креативной экономики над пятиэтажной хрущёвкой.

Однако если кольщикам приходится всё время быть на виду, то кропотливая деятельность трудящихся  татуировочного тыла особого интереса у рядовых граждан не вызывает. А между тем отечественное производство оборудования для нанесения татуировки находится в умелых руках, развивается и уже сейчас может составить конкуренцию импортным брендам.

Итак, одна сфера деятельности, два разных пути,  два подхода к рабочему процессу.

R.T.E. CREW

IMG_6074

Дима Зак

Как вы начали собирать машинки?

Я начал делать татуировочные машинки не для того, чтобы впоследствии их продавать. Можно сказать, что делать их я начал от злости, спросив себя: «Тварь я дрожащая или право имею?». Почему американцы и европейцы могут этим заниматься, а мы – нет?

Тогда я работал в салоне, куда нам отправляли машины из заграницы, у которых,  к слову, внешний вид был отвратительный. Я долго смотрел на одну из них,  в итоге взял и разобрал ее к чертям собачьим. Достал откуда-то тиски, напильник и начал пилить, потом смотрю, а она становится симпатичной. И тут мне вдруг приходит в голову мысль: сейчас начальник это увидит – че я сделал-то, дурак?

Но отступать-то уже было некуда. И я ее собрал.

На следующий день к нам пришел человек, который хотел купить машинку. Я ему сказал: «Пойдем, дружище» , –  и положил перед ним две машины, одну из которых пилил я – на нее и завысил цену.  «Какую выбираешь?», – спросил я. Тот ответил: «Конечно, вот эту» — , указав на мою.

Потом я рассказал эту историю в салоне, на что мне сказали: «А еще так можешь?». Но это еще была не постройка, а некоторая доводка машины. Целиком её я построил в 1998 году. И родилась она спонтанно: будучи в строительном магазине, наткнулся на какую-то железяку, из которой впоследствии сделал машинку.

То есть сборка происходила интуитивно?

В то время  – да, я больше руководствовался интуицией.

Где она сейчас?

Ее купил один тату-мастер и проработал ей  несколько лет. Потом принес обратно и сказал: «Хочешь свою первую машину назад?» Я, конечно, согласился, отдав ему другую.

IMG_6152

Когда открылась ваша студия?

Этому салону больше 10 лет. Нас здесь 6 человек, в том числе мой сын – он тоже тату-мастер. Татуировщики приходят в салон тогда, когда у них назначен сеанс клиентом. Мы просто рассчитываем, кто когда свободен, и согласно этому выстраиваем график.

Есть Петр, который находится в студии – он тот человек, который может что-то найти, привезти, договориться, постоянно ездит на заграничные тату-конвенции. Еще Петр делает пирсинг.

Также есть приходящие люди, работающие на заводах.

Как вы их находите?

Например, приходит человек и говорит, что он токарь. Хорошо, а что ты можешь? – следует вопрос. Он говорит, что всё. Мы ему предлагаем сделать какую-нибудь деталь.

И если человек делает свою работу хорошо, если он адекватен, если он не пропадает и не злоупотребляет алкогольными напитками, то нам с ним по пути. В общем, они сами как-то появляются.

IMG_6144

А администратор?

А зачем он? Мы и сами можем ответить на телефонный звонок. Тем более, к нам редко заходят посторонние: чай/кофе предлагать не нужно они и так знают, где все находится.

У нас нет администраторов – мы сами себе режиссеры.

Как вы управляете сотрудниками, или у вас демократия?

Я ими не управляю, я же не рулевой. Название “директор” присутствует на бумагах, но его никто не употребляет. У нас все равны.

Что касается меня, то я и тату-мастер, и директор, и уборщица, и администратор, и машины собираю.

А как обстоят дела с рекламой?

Раньше мы печатали рекламу в журналах, причем, в заграничных. А сейчас все перешло в интернет. На данный момент мы занимаемся рекламой в соцсетях – это делаю я сам. Кстати, скоро заработает домен “ТАТУ”, где мы уже забронировали адрес. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы этот процесс протекал лучше, а то у меня сильно развит компьютерный кретинизм.

Вы рассматриваете ваше дело как бизнес?

Ну, раз это мне приносит денег, значит, это бизнес. Но я хожу сюда не как на работу. У меня почти нет выходных – последние были на Новый год. Целых два дня: в первый день я дал джазу, а во второй приходил в себя.

Сколько сейчас в среднем стоит татуировочная машинка вашего производства?

В серийном варианте – от 150 до 500 долларов. Самая дорогая машинка стоила 2500$.

IMG_6068

Откуда такая цена?

Она была выполнена в единственном экземпляре: рама была сделана из серебра, сложное литье и т.д.…Так сказать, работающее ювелирное изделие.

А сколько у тебя всего машинок?

Больше 500.

Татуировщики – они, как дети, а машинки – как игрушки. Чем их больше, тем лучше.

Вот почему ты сейчас хочешь взять роутерную машинку? (спрашивает у одного из мастеров, тот отвечает: «Потому что интересно» ). Ну, вот и весь ответ.

Вы стояли у истоков. Где сейчас те люди, которые стояли у истоков тату-культуры в России?

Некоторые остались, а некоторые изменились до такой степени, что узнать их просто невозможно.

Иных уж нет, а те далече.

IMG_6048

А как вы относитесь к новым тату-мастерам?

Сложный вопрос. Я не могу их отрицать. Но и не могу принять. Это новая модная волна: они делают себе татуировки на видных местах, например, здесь, здесь и здесь (указывает на шею, кисти рук, голень).

Мы в свое время били так, чтобы из-под рубашки это не торчало. Сейчас же наоборот.

Если говорить о том времени, то в 1995 прошла первая московская тату-конвенция. Что изменилось в тот год?

В 1995 был толчок, а после этого – долгое непонимание происходящего. Тогда все было на стадии андерграунда, да и сейчас продолжается.

Все-таки татуировка – это субкультура. Может, и хорошо, что она остается в андерграунде?

С одной стороны, это хорошо. С другой стороны, хотелось бы большего понимания со стороны людей. Многие до сих пор думают, что татуировка сводится к кривой надписи на руке “Вася”. Люди и по сей день дикие.

Хотя некоторые, наоборот, пытаются быть умными. Начитавшись каких-то статей, приходят на сеанс и спрашивают: «А каким оборудованием вы меня будет красить»? А, простите, для вас в этом есть разница?

Видите ли, они хотят, чтобы оборудование было хорошее. Они не понимают, что настоящему мастеру плохое оборудование в руки брать западло.

Что просят чаще всего набить?

Например, какие-то девочки заходят чуть ли не каждый день за надписями. Если я вижу, что татуировка не будет подходить человеку, а он не прислушивается к моему мнению, то я просто не буду с ним работать.  Отказов где-то половина.

Потому что потом он придет к другому татуировщику, а тот у него спросит: «Что за мудак это сделал?». А клиент ведь никогда не признается, что мудак – это он.

Как вы начали делать татуировки?

В те годы даже слова “татуировка” не было (смеется). Была наколка.

Это был 1988 год. Тогда я был молодым солдатом и как-то пробирался окольными путями в свою роту, чтобы меня не заметили “дедушки”, и случайно услышал разговор возле курилки: кто-то из “дедов” сказал: «Вот дембель скоро, а наколок нет, колоть некому». И я сразу вспомнил, что в кочегарке есть “дед” – весь в татуировках. У меня сразу родился план. Я прибежал к нему:

—         “Дедуль”, вот ты весь в татуировках, наверное, помнишь, как тебе их делали?

—         Я их сам делал.

—         Расскажи мне – как!

—         Не расскажу.

—         Тебе че, жалко?

—         Не расскажу. Бутылка – расскажу.

А где молодой солдат может взять бутылку, да еще и в то время? Я прибежал в курилку, зашел в нее наглым образом, за что “деды” пообещали меня порвать. Я им сказал, что услышал краем уха их разговор и смогу сделать им наколки. Те оживились. Но я сказал, что есть одно “но” – сделаю только за бутылку.

—         Ну, ты чего, “дух”, ты понимаешь, что практически под смерть себя подписываешь?

—         Все понимаю. Но поймите: нет бутылки – нет наколок.

Через 10 минут была бутылка. Я возвращаюсь к тому “деду” с бутылкой, он рассказывает, как сделать краску, как наточить иголку. Вечером я уже делаю наколки.

IMG_6134

А как раньше делали краску?

Берешь каблук от кирзового сапога. Сжигаешь. Сажу измельчаешь. Разбавляешь ее с одеколоном. Добавляешь туда сахара для вязкости. Вот и краска.

А в тюремных условиях разбавляли ее не с одеколоном (его просто не было), а с мочой клиента. Кстати, сейчас из зоны много заказов приходит на покупку краски.

Вернемся к нашим дням и тату-машинкам. Сколько времени уходит на их изготовление?

По-разному: от 15 минут до нескольких лет. Есть такие машины, которые собираешь, а она не работает. Ты ее разбираешь, собираешь опять, а она опять не работает. Через некоторые время ты вновь разбираешь и собираешь, и снова не работает. И так может продолжаться годами.

Например, я как-то собрал машину, которая отлично работала – я ее хотел оставить себе. Потом пришел один товарищ и попросил продать ему раму от нее. А ведь она работала сумасшедше!

Ну, я, скрепя сердце, разобрал машинку и продал ему раму. Через полгода он снова пришел и отдал мне раму: машина не заработала. Я, счастливый, вставил ее обратно – и у меня тоже ничего не работает. Собирал и разбирал ее раз десять. В итоге положил в стол и забыл про нее.

А потом как-то наткнулся, за минут 10 собрал, и она заработала. Это не говорит о том, что тогда я с ней делал что-то неправильно.

Машинка просто обиделась на меня.

IMG_6087

Мистические вещи, конечно…

Кроме того, бывают такие клиенты, к которым подносишь татуировочную машинку, а она глохнет. Видимо, это связано с тем, что у каждого человека есть сопротивление.  Например, было такое, что в один день я как-то делал человеку татуировку на руках: на левой руке машина глохла, а на правой – работала.

YouTube Трейлер

А связано ли сопротивление со страхом?

Не связано, просто у каждого человека есть электрическое сопротивление, это, как у провода, например.

А вот у нее (указывает на клиентку, которой наносят в этот момент татуировку) зато есть боль.

А у вас есть боль?

Когда мне делают татуировку, я каждый день думаю, что это последняя. Потому что мне очень больно.

Вы сказали, что новых мастеров не отрицаете, но и не принимаете. А как насчет новых стилей? Дотворк, например.

Новые веяния не особо мне понятны и не особо ассоциируются с татуировкой. Что касается реализма, то я понимаю мемори-портреты, а вот портрет Джека Воробья, вы уж простите,… зачем?

То есть вы вкладываете смысл в татуировку?

Разумеется. Если его даже не вкладываешь изначально, то он появляется потом сам.

Вот эта связана с моей болезнью глаз, вот эта – со смертью моего товарища.

Сколько раз вы перебивали татуировки?

Очень много раз. Вот здесь на руке уже третье наслоение.

Значит ли это, что таким образом вы прощались с прошлыми отрезками жизни?

Да, жизнь идет, что-то в ней меняется. Хотя, наверное, уже ничего меняться не будет.

 Ψ Vlad Blad Ψ

DSC_9623

Влад Барихин

Почему ты перестал наносить татуировки?

Я многие годы делал татуировки, у меня был салон, были в нем мастера, но я всегда так или иначе возвращался к машинкам. В результате переключился только на них: гайки я люблю больше, чем людей.

Мне была неинтересна татуировка, потому что продуктом моего творчества была одна работа, сделанная для одного человека. При этом я мог потратить день на это или больше чистого времени. Машинки, на разработку которых у меня ушли годы, сейчас получает большее количество людей.

Художник, который делает единичные вещи, это не художник – так, хобби.

Мне нравится фраза Стива Джобса: «Художник делает продукт». Истинная ценность – это сделать продукт великолепного качества, который будет интересен и полезен огромному числу людей. Это гораздо сложнее, чем делать единичные вещи.

Что стало тем самым переломным моментом, когда ты понял, что хочешь заниматься только машинками?

В 2007-м я переехал на студию к Александру Мосолову, который научил меня делать машинки вручную из разных железяк: тогда я понял, что с железом можно обращаться не на “Вы”, а на “ты”. Это и был, пожалуй, решающий момент. После это все и завертелось.

DSC_9699

Когда была открыта мастерская?

Нынешняя мастерская в 2010 году открывалась как тату-студия, но в 2012-ом мы перестали бить и полностью переключились на машинки. Пока что мы работаем только по будням, но я хотел бы загрузить и выходные дни. Это все к вопросу о повышении производительности труда. В идеале мастерская должна работать в три смены круглосуточно.

Суммарно у нас в штате 6 человек, плюс к этому кто-то работает не на постоянной основе, также нам помогают друзья из Калуги. У меня работают гениальные люди, вместе с ними мы делаем гораздо больше, нежели среднестатистические работники России. Иногда мы работаем по 16 часов в день.

Мастерская старается обеспечить лучший сервис – ни один вопрос не остается без внимания, даже самый дебильный.

Мы единственные, кто учит, как менять пружины, к примеру, я снимаю обучающие ролики, которые выкладываю в Сеть. Также разрабатываю обучающий портал, где будет информация о том, как правильно обращаться с машинками, как их настраивать и прочие вещи. То есть вся та информация, которая была закрытой, теперь будет в свободном доступе.

Когда удалось окупить мастерскую?

Долгое время я только вкладывал: закупал рамы и комплектующие, татуировал с утра до вечера, по ночам делал машинки. Для того, чтобы выйти на нынешний уровень, когда те же рамки я заказываю тысячными экземплярами, потребовалось года два постоянных вложений денег и времени. Сейчас я могу себе позволить вынимать нормальную сумму денег. Да и то: опять же большую часть теперь я вкладываю в новые проекты.

DSC_9701

Сейчас ты больше занят административными делами?

Сам лично я все гайки уже не кручу: делаю только ту часть, которая мне нравится. Кастомизирую рамы, сверлю и паяю. А вот, например, наматывать катушки  мне не нравится – этим занимается женщина, которая больше 15 лет проработала на намоточном станке.

У нас разделение труда.

И самая моя главная функция — контроль качества: человек в итоге должен получить не просто красивую побрякушку, а настоящую ценность, которая будет решать его проблемы, а не создавать новых. Наши машинки не только уникальные, но и удобные в эксплуатации: все части и размеры машинок стандартные и взаимозаменяемые,  поэтому в случае поломки тату-мастер не будет испытывать проблем. Такого соотношения можно достичь только при правильной организации производства.

Ценность машинок не в том, что они сделаны вручную – это все глупости. Во-первых, они работают правильно (мастера поймут, о чем я). Во-вторых, являются одними из самых производительных, а может, и самыми производительными на рынке.

DSC_9652

Как правильно организовать производство, что самое важное в работе?

Самое главное в работе – это аналитика. Любой специалист любой области должен начинать новое дело со слов «По моему скромному и ничем не подтвержденному мнению…». Надо постоянно делать множество вещей и получать обратную связь. Делать выводы и менять свою стратегию.

Например, при производстве игл я перепробовал множество вариаций углов заточек игл, диаметра, степеней разведения магнумов и стянутости пучков. Паял все вручную и давал пробовать друзьям.  Спустя несколько лет на основании анализа отзывов я смог начать производить иглы серийно. 98% отзывов о них – положительные.

Нужно тестировать абсолютно все, засунув свой собственный вкус и свои “хотелки” подальше.

И, разумеется, оглядываться на предыдущий опыт, к примеру, зарубежный. Наивно быть уверенным в своей уникальности и думать, что меня сейчас все полюбят и сразу все купят. Это относится ко всему: к бизнесу, к маркетингу, к управлению и к дизайнам.

Действительно ли модель организации производства и управления можно внедрить в абсолютно любой бизнес?

Очень многие технологические и управленческие модели можно применить абсолютно к любому бизнесу: будь то татуировка или продажа детских товаров. Если бы я перенес свою бизнес-модель на другую отрасль, например, недвижимость, то зарабатывал бы в 30-50 раз больше денег. Ну, видимо, карма такая: мне нравится то, что я делаю, так что никуда переходить не собираюсь. По крайней мере, пока.

Предлагаю вернуться к мастерской. Как ты подбирал штат?

Обычно мы размещаем объявление в ВК и ставим человека в достаточно жесткие рамки. Если он выдерживает стажировку, то дальше начинает расти, но не вертикально, а горизонтально: к примеру, может перейти в мастерскую или начать организовывать семинары, которые провожу я.

Работнику нужно давать заниматься тем, что ему нравится – это повышает производительность труда. Важно, чтобы его хобби было на работе, а не дома.

В таком случае человек не устает, а, наоборот, получает заряд энергии. Но когда он только устраивается к нам, то должен делать все, что ему скажут. Бодро, с улыбкой и быстро.

DSC_9671

Планируешь ли привлечь еще сотрудников?

Штат раздувать не имеет смысла.  Для того, чтобы в Германии заработать миллион долларов, нужно раза в 4 меньше людей в штате, чем в России. Чтобы в Америке заработать тот же миллион долларов, нужно в два раза меньше людей, чем в Германии.

Я стремлюсь к европейской, а в идеале американской производительности труда.

Все дело – в организации труда. Тот же американец с большей отдачей берется за работу, ему никто с детства не говорит: «Если устал, то иди приляг, отдохни». Напротив, он с малых лет понимает, что для того,  чтобы стать “номером один”, ему нужно вкалывать.

Как обстоят дела с конкуренцией на российском рынке?

Честно признаться, мне бы хотелось более высокой конкуренции на нем, чтобы можно было совместно расти и развиваться. Так что пусть другие товарищи подтягиваются.

Москва производит меньше железяк, нежели регионы и Украина.

Не то чтобы там люди рукастее, здесь их тоже полно. Просто в тех городах проще доступ к оборудованию и значительно дешевле. То, что сделают в Подмосковье, стоит, как правило, раза в 2-3 дороже, чем в регионах.

Сколько сейчас у вас в среднем стоит машинка?

13,5 тыс. рублей стоит базовая машинка. Самая дорогая, которую мы делали, стоила 25 000 руб.: она была покрыта родием (это дороже, чем платина), а катушки покрыты кожей  питона.

Мне очень нравится дизайн машинок. Кто этим занимается?

Все серийные рамы разработаны мною. Для многих из них какие-то черты и идеи были придуманы моими друзьями-татуировщиками.

Идеи внешнего оформления тату-машин и кастомизаций примерно в половине случаев принадлежат мне. Остальная часть придумывается нашими дизайнерами и приглашенными тату-мастерами. В совокупности у нас были совместные работы более чем с десятком мастеров, последние из них: с Сашей Unisex, Ярославом Горбуновым и Егором Лещевым. А вот прямо в данный момент в соседней комнате Иван Hack подписывает те тачки, которые мы с ним сделали совместно: его дизайн, его идеи и, соответственно, наши настройки и сборка.

DSC_9694

Кстати, если немного отойти от темы дизайна, то рад сообщить, что в скором времени мы начнем производить роторные машинки. На моей памяти, сейчас идет третья волна роторных машинок, и это самая масштабная из всех волн.

Давно хотела узнать: в чем отличие индукции от ротора? Мне так пока и не удалось получить развернутого ответа.

Индукционная и роторная машинки отличаются принципом действия.

Роторные машинки получили такое распространение не потому, что они лучше индукционных, а потому, что не требуют никаких специальных навыков при работе с ними. Ротор ты взял – и начинаешь наносить татуировки, меняя вольтаж и изредка настройки мягкости. В случае же с индукцией 90 процентов мастеров даже не могут правильно подкрутить контактный винт.

С роторами существует ряд проблем, начиная с того, что ими менее удобно контурить, и заканчивая меньшими сроками службы по сравнению с индукционными машинками.

Ввиду отсутствия информационной подкованности кто-то покупает индукцию и потом начинает мучиться. Хорошо, если ему попадётся идеально настроенная индукция с хорошей поддержкой от производителя, как у нас. Но даже тогда может элементарно сточиться винт, и она станет хуже работать: если такому мастеру никто вовремя не подскажет, что делать, то он может разочароваться в машинке.

Так что очень много новичков любят роторы, потому что с индукцией они просто не понимают, что делать.

DSC_9667

Спасибо, теперь все встало по полочкам. Возвращаясь к теме мастерских, что нужно для ее открытия и как раскрутиться?

Для того, чтобы открыть свою мастерскую, студию, вовсе не обязательно регистрировать ИП или ООО. Разумеется, если человек не планирует сидеть на Тверской. Другое дело, если он собирается набирать штат, то нужно подойти к делу основательно – без ООО не обойтись. Если вы будете сидеть в центре, то к вам будут частенько заглядывать проверяющие органы, так что полный пакет документов должен быть всегда в порядке.

Один из немаловажных моментов – это правильно себя пиарить.

Какой бы ты хороший специалист ни был, в современном мире просто необходим маркетинг. Как минимум, нужно привести в порядок свою страницу в ВК, убрать все ненужные репосты (котиков, зигование, сатанизм, одним словом, никому не интересные личные предпочтения) и начать выкладывать фото своих работ в хорошем качестве.

YouTube Трейлер

Кто сейчас занимается маркетингом?

К сожалению, пока что маркетингом занимаюсь я сам. Пока что все специалисты в этой области, даже самые высокооплачиваемые, и близко не смогли влезть в шкуру татуировщика и понять, что же ему на самом деле нужно от оборудования.

Сам я более 10 лет был татуировщиком и прекрасно понимаю все их проблемы.

Ты где-то обучался? Я имею в виду сейчас твои знания в маркетинге, управлении.

Только в прошлом году я потратил на обучение тысяч триста. Побывал на хреновой туче маркетинговых конференций и тренингов, сейчас прохожу “Бизнес-молодость”, занимаюсь в коучинге у психолога Николая Козлова, учусь в Университете Практической Психологии. Вместе с этим хотя бы раз в день занимаюсь самообразованием не менее часа. В студии нахожусь часов 7 в день.

DSC_9685

А спать когда?

При этом стараюсь спать не менее 8 часов.

Самая главная проблема в том, что сейчас у меня очень много проектов. Так что ищу себе хорошего операционного директора.

Чтобы мы могли создавать революцию, нестись с флагами и барабанами вперед, а сзади бы шел человек, который будет закреплять все, что мы делаем, попутно наводя порядок.

Сейчас уже можно рассказывать о будущих проектах или пока рано?

Можно. В планах к концу года открыть школу для татуировщиков и клуб, где мастера могли бы собираться вместе. Под клубом я подразумеваю не алкогольные тусовки, а именно обмен опытом, где будут проходить постоянные семинары, встречи и обучающие программы.

Планирую организовать в нем гостевую студию, в которой могли бы работать приезжие мастера из Америки и Европы.

И последнее. Как ты оцениваешь ситуацию с тату-культурой в России?

У нас, как обычно, все идет по-своему, но мы ни в коем случае не отстаем. В чем-то мы где-то даже более развиты. К сожалению, однозначно я сейчас не могу ответить на этот вопрос, хотя еще лет пять назад ситуация была более прозрачной.

Новая гвардия наших татуировщиков – это очень способные люди, которые зачастую за год-два добиваются больше, нежели раньше добивались за десять. Причины: открытость информации и то, что вход на рынок стал проще.

Сейчас многие старые мастера сидят без работы. При этом думая, что все дело в огромном количестве новичков, сбивающих цены.  Я многим разобью их иллюзии и сделаю неприятно: то, что вы колете 10-15 лет, вовсе не означает, что вы делаете это лучше того, кто занимается этим 2 года!

Даже если вы делаете татуировки лучше, то вы можете быть попросту мудаком и не уметь общаться с клиентами.

Вы можете пить пивко по вечерам, пока кто-то выкладывает свои работы в интернет, рисует и консультирует клиентов. То время, когда клиент шел просто за татуировкой, ушло. Сейчас клиент идет за целым комплексом услуг. И если вы не умеете колоть так же круто,  как самые известные мастера мира, то вам надо это компенсировать хотя бы умелым общением  и постоянным самосовершенствованием!

DSC_9657

 Фотографии Юлии Голомёдовой и  Александра Вепринцева