990x660

Текст Илья Беляков | 14.02.2013

Русский хип-хоп вместе с русским роком до сих пор занимают отдельную нишу в мировой музыкальной индустрии. С одной стороны, мэйджор-артисты все чаще используют речитатив в своих песнях, чтобы получить ротацию на радио и ТВ, с другой – чуть ли не каждый второй гопник с района называет себя андеграундным рэпером. HungryShark встретился с культовым представителем отечественной хип-хоп подземки Mesr’ом, чтобы выяснить, действительно ли cash rules everything around me.

Мы встречаемся с Юрой Поддымовым зимним городским утром на станции метро «Ленинский проспект». Пожалуй, это лучшее начало нашего знакомства – кишки тоннелей, холодный голос диктора и подземный народ, спешащий по безотлагательным делам. Мы медленно поднимаемся по эскалатору на поверхность, обсуждая светлую сторону уличной жизни. Город встречает нас грязной смесью реагентов, снега и человеческого мусора. Теплый февраль выдался.

Уже через несколько минут наши белые кроссовки становятся серыми. Мы направляемся в виниловый магазин, где Юрий собирается пополнить свою музыкальную коллекцию. У моих родителей был старый проигрыватель, уже много лет он пылится в кладовке, интересно работает он сейчас? Все-таки погожий сегодня день.

По пути музыкант рассказывает о производстве пластинок в Советском Союзе – несколько крупных заводов по всему СНГ. Все они закрылись или сданы в аренду, а ненужные никому миллионные тиражи пылятся на складах. Но сейчас виниловый фетиш снова докатился до России. Подрастает поколение коллекционеров, и в Москве появляются новые точки по продаже теплого фирменного звука.

Наконец, находим нужное место: сталинский ампир, образцовый московский дворик и неприметная вывеска — «Музыкальный магазин». Закуриваем, выплевывая вместе с дымом короткие обрывки фраз: «Слушай, их много сейчас… Я не понимаю о ком ты… Желтая ветка… Как тебе релиз… Влади, да…»

Дисциплинированно утилизируем окурки. Затем спускаемся вниз по крутой лестнице и попадаем в настоящий виниловый рай: точка занимает практически весь подвал здания. Продавец уверяет нас, что это только вершина айсберга! Всего на складе хранится более 100 тысяч наименований. Бесконечные стеллажи с узкими проходами, душный лабиринт, в котором можно заблудиться. » Да тут можно весь день провести!» — улыбается Юрец.

800-533

Пожалуй, он прав – я нахожу 8 разных изданий первого альбома Velvet Underground и понимаю: чтобы найти отличия между ними, нужно несколько часов. К нашим услугам внимательные продавцы, и Mesr выбирает несколько пластинок с индийской музыкой и джазом, демонстративно пройдя мимо секции с хип-хопом: «И что я там нового увижу?».

Мы выходим на улицу и жадно вдыхаем вместе с едким дымом свежий воздух. Я предлагаю посидеть в пабе. Через 20 минут мы размещаемся за угловым столиком «Джон Донна» и пробуем местный эль. Mesr рассказывает о своем прошлом: он учился на экономиста в области IT, но всю жизнь работает графическим дизайнером. И поэтому многие его знакомые рэперы просят нарисовать по дружбе обложки для альбома. В андере практически все делается на уважении, на респекте, но многие этим злоупотребляют, не понимая, что любая профессиональная работа должна оплачиваться.

Кстати, я все-таки заплатил за дизайн обложки моего первого альбома!

800-533-1

Я выдерживаю паузу и задаю первый и главный вопрос.

С чего началась твоя любовь к хип-хопу?

Я жил в Бразилии 7 лет и именно там я познакомился с миром хип-хопа. Начинал я как райтер, но потом начал читать рэп на португальском. В Бразилии до сих пор можно найти мои тэги “MESMO”, что переводится как «то же самое».

С какого побережья к тебе пришла культура?

В Бразилии каждый четверг, в ночь я смотрел «Yo!MTV Raps» — это моя школа.

Потом учил язык, переписывал кассеты, общался с людьми, такими же повернутыми на музыке, как я. Настоящие хип-хоп движения начались, когда я переехал из Бразилии в Россию. Здесь я сначала активно рисовал, а позднее с флейвой организовали группу  «Черная экономика».

 …Сразу ставшие культовыми в московском андере. Была финансовая отдача?

Серьезных денег это не приносило, да и сейчас, когда я делаю сольную карьеру, не приносит. Я не пытаюсь извлечь значительную прибыль из музыки, которой занимаюсь – важно получать удовольствие на сцене и энергию из зала. И, конечно, приятно получать респект от друзей и коллег, когда зовут зачитать несколько песен на концертах или куплет на совместном треке с человеком, которого я уважаю как исполнителя.

На профессиональных звукозаписывающих студиях можно заработать. Ты пытался сделать на этом свой бизнес?

Первая студия РО и ЧЭ не приносила никаких денег. Это было место, где мы могли тусить и делать треки. Сейчас хороших студий появилось довольно много, и всегда можно найти где записаться. Начинать сольный путь было сложно – больше ответственности за музыку, сведение и организацию концертов. Но все сложилось удачно – никто не пытался подставить или обмануть, а во многих городах встречают с особым гостеприимством.

800-533-2

У тебя есть концертный директор? Какой у тебя райдер?

Это моя жена. Она сопровождает меня во всех поездках. За последнее время я отыграл концерты в Новосибирске, Рязани, Брянске, Питере… А райдер я составил пару месяцев назад, потому что меня все время о нем спрашивают владельцы клубов.

Концерты андеграундных исполнителей могут легко собрать полные залы. Правда такие концерты могут испугать обывателей, потому что на гигах повсеместны драки, растворимое пиво, запрещенные вещества и колюще-режущие предметы. В русском хип-хопе есть развитие только в подземке, считает Юрий.

А в мейнстриме?

У меня есть строчка в альбоме «мейнстрим превратил жанр в кладбище талантов». Или ты про нашу эстраду? Вот когда сдохнет весь «Голубой огонек», тогда что-нибудь интересное и появится! – победоносно осушает пинту рэпер.

Он не хочет показаться завистником или недовольным прибылью поп-исполнителей и поэтому продолжает свою мысль. Внешне спокоен, но вопрос музыкального бизнеса, кажется, задел его за живое.

Конечно, деньги нужны всем. Это цель любого артиста, что бы он ни говорил. Но это не должно превращаться в сверхцель. На первом плане должна стоять музыка.

Недавно Mesr’у предложили сделать дизайн пятипанельки с его фирменным логотипом. Он согласился, и тут же появились недовольные среди его слушателей: «Продался!». Для музыканта это хорошая возможность заработать – эти деньги принес ему хип-хоп, и эти деньги уходят обратно в хип-хоп: на покупку битов и музыкальной техники.

Как ты относишься к пиратству? В России это довольно острая тема – большинство слушателей в интернет-эпоху давно не платят за контент.

Я выложил сольный альбом для свободного скачивания на своем официальном сайте, и каждый может финансово поблагодарить меня.

Но это свобода – и каждый платит за нее свою цену.

Но ты все-таки выложил альбом в iTunes.

iTunes в России имеет большие перспективы, но не в ближайшие годы. Сначала должно поменяться отношение к музыке и вообще ко всему мультимедиа-контенту в сознании людей, а это произойдет нескоро, но iTunes это важный шаг в этом направлении.

800x533

Как думаешь, когда появятся деньги в русском хип-хопе?

Когда люди поймут, что на концерты ходить и за вход платить — это нормально! Когда начнут разбираться в музыке, а не хватать по верхам! Когда поймут, как говно от конфетки отличить! Когда перестанут копировать чужое и играть в догонялки! Когда сами рэперы вкурят, что никто им ничего не должен! Когда профильные сайты будут нормальную музыку продвигать! Когда для того, чтобы стать популярным и зарабатывать на этом, не нужно будет нагнуться и делать то, что модно. Мамонов хорошо сказал по поводу нашего извращенного поколения: «Эти бесконечные «Смехопанорамы» и весь этот парад уродов потому, что все наше существование заполонил дух уныния. И уже если кого-нибудь не изрубили на шестьдесят семь кусков, то никто и смотреть не будет. И если не показали голую задницу, то никто уже и не заметит. А все из-за духа уныния: дай мне, развлеки меня хоть как-нибудь!».

Рэпер рассказал о своем новом бизнес-проекте. В своих путешествиях и в каждом новом месте он ищет виниловый магазин. Но порой бывает очень сложно найти хорошие точки.

Я собираюсь создать мобильное приложение с базой виниловых магазинов в разных городах России. Любители винила со всей страны смогут обмениваться мнениями и советами, где лучше всего пополнять свою коллекцию.

Мы закуриваем самокрутки с табаком. «Потом докажи, что мы тут с тобой не наркотическое зелье курим!» — смеется Юрец.

Mesr занимает свою нишу в болоте русского хип-хопа, и он кажется непотопляемым. Он не следит за радио и ТВ-рейтингами поп-артистов, думающих что они занимаются хип-хопом. Он записывается со Slim’ом и «Черной экономикой». Он семейный человек, но в отличие от нынешней «Касты» не читает для печальных клерков.

YouTube Трейлер

Какой андеграунд? Нужно твердо стоять на земле.

Фотографии Александра Вепринцева