motivi

Текст Михаил Давыдов | 23.04.2014

Проблемой любого тренинга является какая-то его незаконченность. Мы приходим в класс, слушаем, участвуем в упражнениях, хлопаем тренеру, уходим, и все. C одной стороны, сказать, что ничего не произошло, нельзя – часть знаний застряла в сознании, часть даже провалилась еще глубже. Однако, с другой стороны, в подавляющем большинстве случаев видимых изменений в нашем поведении не происходит. Почему так?

Во-первых, бездеятельностью мы защищаем свою безопасность. Ведь любое новое – это риск. А человек гораздо больше боится потерять то, что имеет, чем приобрести что-то новое, пусть даже оно будет вроде бы много лучше («вроде бы» – ключевая часть предложения). Это не моя мысль, но результаты исследований, в том числе любимого Дэна Ариэли.

Во-вторых, стресс для многих почему-то хуже комфорта. Это ведь нужно нервничать, тревожиться, бояться выглядеть идиотом или ошибиться, а может и то, и другое – в общем, весь спектр ощущений, в которых нет ничего положительного. А в комфорте пусть скучно, но ровненько так…

В-третьих, не всегда виден смысл меняться. «Это нужно бизнесу» – плохой смысл. «Эти знания помогут мне заработать бонус» – гораздо лучше, но зависит от адекватности усилий поощрению. И от того, насколько приобретенные знания повлияют на величину бонуса. И еще от доверия тому, кто его заплатит. И от того, на сколько процентов ты влияешь на результат…

motiv

Что же делать простому российскому тренеру или провайдеру обучающих услуг? Смириться с КПД паровоза? Нет, все в наших руках, поэтому мы не будем их опускать, как говорила великая Коко Шанель! Начнем действовать по-другому, не так, как обычно! Я хочу предложить вам двенадцать идей, используя которые, можно заново «зажечь» мотивацию участников:

1. Выигрыш

Любая конкурентная игра, в том числе во время тренинга, заряжает нас адреналином и энергией. Опасность лишь в том, что в пылу соревнований часто забывается истинная цель, и потому обучающий эффект может быть сведен к нулю. Это не умаляет достоинств метода, но лишь говорит о том, что нужно подходить к организации игрового процесса с умом. Например, создавать комбинированные номинации, где важны и скорость, и фактическая величина достижений, и глубина знаний.

2. Решение проблем

Когда мы «морщим лоб», пытаясь найти верное решение, это вполне даже может сильно увлекать. Совместите первое со вторым, например, предложите найти в кейсе Zara за 15 минут наибольшее количество уникальных конкурентных преимуществ и защитить их, представив в формате 4-х действий из Стратегии Голубого Океана, и участники охотно вовлекутся. И решат вам все проблемы.

3. Исследование

Вообще сам процесс обучения стоит преподносить, как исследование. Мы всегда, подчеркиваю – ВСЕГДА, исследуем себя и свои возможности на тренинге. Но не всегда используем этот факт, как мотивацию для участников. Если вы будете делать акцент на этом и последовательно создавать Road Map ваших исследований, то вы увидите, насколько это увлекательное движение.

4. Коллекционирование

Давайте участнику бэйджи/ баллы за каждый правильный ответ, за приход вовремя в аудиторию, за участие в играх, и вы сами не заметите, как они втянутся в игру. Удивительно то, что, хотя часто с нашей точки зрения коллекционирование определенных статусов, звезд или бэйджей не имеет никакой видимой ценности, это работает!

5. Сюрприз

Согласно исследованиям психологов, неожиданная мотивация работает лучше любой другой. Это объяснимо, т.к. фиксированная мотивация за что-то сделанное создает психологическое ожидание стимула, а это притупляет интерес и, как следствие, мотивацию. Начните тренинг с неожиданного, с тизера, истории, анекдота, игры… Вообще, на мой взгляд, это один из лучших методов вовлечения. Чем меньше вы и то, что вы делаете, похожи на все, что участник видел, слышал и проходил до вас, тем больше шанс на успех! Одно “НО”. Не забывайте, что основная ваша цель – не эпатаж или самопиар, а вовлечение человека в процесс обучения.

6. Расслабление

Вы любите полежать в ванне? Или на пляже? Думаю, что да, потому что релаксация очень живительна и приятна. Она нежит и восстанавливает силы, душевные и физические. Как же ее организовать на тренинге и стоит ли? Конечно, даже не сомневайтесь! Один из примеров – психогимнастические упражнения. До сих пор помню потрясающие отзывы участников одного из тренингов по управлению стрессом после чтения 15-минутного текста из сеанса нервно-мышечной релаксации. Для меня это было шоком, но я и сам испытал огромное удовольствие от расслабления! И кто сказал, что вы не можете потратить 15 минут времени в вашем тренинге по управлению изменениями на эту технику?

7. Командная работа

Мы – существа социальные, поэтому любим работать в команде. Думаю, что это нужно практически всем – кому-то каждую секунду, а кому-то – раз в месяц. Любые групповые упражнения на тренинге с лихвой закрывают эту потребность.

8. Воображение

Многие любят мечтать, представлять себя в будущем. Миллионером. Другом Билла Гейтса. Окруженным ворохом длинноногих девиц (не лезу в область женских мечтаний, боясь быть растерзанным). В американских лицензионных тренингах вы практически всегда встретите упражнение «Представь себе картину успеха!». И даже если вас тошнит от американизированных подходов, и вы уверены, что они не работают на нашей российской земле, в основе этого лежит правильная человеческая психология. И она работает! А еще вы можете соединить ее с пунктом 6.

9. «Деление» опытом

Это калька английского слова “sharing”, которое я не могу достойно перевести. Суть в том, что нам нравится делиться интересным и полезным. Часто абсолютно бескорыстно, ну, разве что за капельку признания. Потому что нас самих это вовлекает и восхищает, и мы хотим влюбить в это и других. Любая презентация своих достижений по теме или правильно построенный диалог (а я считаю, что хороший тренинг обязательно строится на диалоге) сразу даст вам свои плоды!

10. Ролевые игры

Ну, тут даже не о чем говорить, это классический вариант практики в большинстве тренингов по развитию мягких навыков. Продолжаем использовать.

11. Признание

Похоже на sharing, да и вообще вбирает в себя многие элементы, однако здесь я имею в виду простую похвалу за любые достижения, не отягощенную фактическими подтверждениями или материальными стимулами. Признание достижений и поведения не только выстраивает хорошие отношения тренера с участником, но и положительно влияет на общий климат обучения. Обращайтесь к старине Роберту Чалдини за советами.

12. Настройка

Опять обращусь к английскому термину “customization”. Здесь я оставлю вопрос открытым и жду ваших идей…

Итак, можно сказать, что мир мотивации в обучении огромен и не освоен, почти как человеческий мозг. И главные таинства, которые нам предстоит раскрывать, лежат не столько, как принято сейчас говорить, «в контенте», сколько в том, как, используя огромное количество мелких деталей, создать гибкий, сбалансированный процесс, позволяющий вовлекать людей в обучение и добиваться реальной отдачи.

Я поделился идеями, которые позволят лучше вовлекать участников в процессе тренинга, однако мы с вами знаем, что еще более важно, как работать с участниками после. Это отдельная история, которая уже с успехом воплощается нами в системе Mind The Gap, и я могу, без преувеличения, сказать, что это миссия Mango! Consulting.