Music-Industry

Текст Сергей Лунёв | 21.05.2014

Индустрия современной популярной музыки, того что принято у нас обозначать термином шоу-биз, сформировалась благодаря тесному переплетению с технологиями. Детище массового общества, защищённое копирайтом, меняло носители от виниловых пластинок к аудиокассетам, а затем к CD. Дельцы шоу-бизнеса пристально следили за техническими новинками: шоу-бизнес должен выражать дух времени, нужно быть на волне. Порой, однако, подрывные технологии, оправдывая своё название, значительно меняли рынок, вынуждая основных игроков подсчитывать убытки. Теперь, после появления и распространения Интернета, представители индустрии преимущественно ведут оборонительные бои.

tape

Как всё начиналось

Рынок современной музыки шёл к своему золотому веку по меркам истории стремительно. В 2000 году музыкальная индустрия достигла своей высшей точки. Американцы купили 943 миллиона альбомов на CD. Теперь представьте, какой оборот вращался вокруг индустрии, если средняя стоимость альбома составляла 17 долларов.

Поворотной и определяющей точкой стал 1961 год. Тогда была принята Римская международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций. Конечно, и ранее интеллектуальная собственность или авторское право, куда причисляют и музыку, пытались регулировать. Первый международный документ о защите интеллектуальной собственности датируется 1886 годом, но тогда речь шла, в первую очередь, о литературе.

50-е гг. XX века были временем зарождения поп-музыки. Джаз постепенно сменялся классическим ритм-энд-блюзом и под конец десятилетия – рок-н-роллом. Элвис Пресли был признанным кумиром, песни певиц, вроде Патти Пейдж и Китти Каллен, транслировались по радио, уже произошла и первая трагедия рок-н-ролла – авиакатастрофа, в которой погиб Бадди Холли, восходящая звезда нового ультрамодного жанра. Ну а самое главное, было налажено массовое производство грампластинок. Можно было зарабатывать на музыке удалённо, необязательно выступая с концертами. В музыку начали вкладывать деньги. Постепенно вырисовывались контуры музыкальной индустрии – со специализированными магазинами, звукозаписывающими студиями, концертными агентами и клубами. Именно эту конфигурацию хотят сохранить до сих пор. Неудивительно, что музыкальный бизнес стал регулироваться на международном уровне, а артисты получали не только признание, но и миллионы.

 Gramophone

Структура музыкальной индустрии резко изменилась с появлением Интернета. Произошло это не в одночасье. На рубеже 90-х и 00-х гг., до Web 2.0 и пиринговых сетей, интернет способствовал продвижению множества артистов и развитию индустрии.

Выделим основные вехи той эпохи, которая происходила на наших глазах и которая заставила музыкальную индустрию меняться не эволюционными, а революционным темпами.

P2P. Первый цифровой

Mp3-формат был разработан в 1994 году. Однако распространение он получил лишь к рубежу десятилетия. Звуковые дорожки AUDIO-CD преобразовывались в файл, которые могли проигрываться отдельно от носителя.

Действительно подрывной эта технология стала после того, как появились удобные способы по распространению Mp3-файлов. В 1999 американский тинейджер Шон Фэнниган разработал программу Napster. Базировавшейся на принципе peer-to-peer, не привязанный к централизованному серверу, сервис позволял пользователям отправлять друг другу музыкальные файлы абсолютно бесплатно. Популярность программы была оглушительной: обменивались музыкой миллионы пользователей, молодого программиста Фэннигана поставили на обложку респектабельного журнала Time, а для музыкальной индустрии Napster стал проблемой номер один. Представители музыкальной индустрии завалили разработчиков Napster многочисленными исками: самые известные оппоненты Napster – барабанщик Metallica Ларс Ульрих и хип-хоп продюсер Dr. Dre.

shawn

Napster в изначальном виде продержался в изначальном виде два года и один месяц. Пик использования программой составлял больше 25 миллионов пользователей по всему миру. В июле 2001 года по решению суда, внявшего многочисленным искам правообладателей, Napster закрыли. Но почин был задан.

napster1

Napster сменили и Kazaa, Soulseek, а затем торренты – нынешняя головная боль правообладетелей. В книге Ласика утверждается, что нынешнее поколение Y воспринимает музыку бесплатным ресурсом. Стоит ли с этим спорить?

Рынок на мониторе

Возможно, гораздо более значительную роль в изменении музыкальной индустрии сыграл Стив Джобс. В 2003 году он запустил ITunes Store, музыкальный магазин – довесок к программе, которая воспроизводила и синхронизировала музыку с плеерами-айподами. Музыкальный магазин переместился на экран монитора, а затем и мобильного телефона. Вслед за Apple другие компании телекоммуникационные гиганты обзавелись своими музыкальными магазинами, но только большинство композиций во всём мире всё равно проходило через систему ITunes и Apple был, есть и будет главным законодателем моды на музыкальном рынке.

itunes7

ITunes Store, а затем и другие аналогичные магазины, поменяли тип потребеления музыки. Нишевая пресса провозглашает приближающуюся смерть альбомов как формата компоновки музыкальных произведений. Средний пользователь с большей охотой отдаст деньги за любимый трек, нежели за полноценный альбом. А теперь у него такая возможность есть. В США за 2013 было продано 118 миллионов альбомов в цифровом формате, а композиций – 1,26 миллиарда.

Рынок музыкальных произведений стал цифровым. Но за последний год было замечено небольшое сокращение продаж. Почему? Музыкальные лейблы, привыкшие к ITunes, боятся понятия стриминг.

Экспертное мнение

Александр Xuman, основатель рекорд-лейбла Xuman Records 

Какими способами композиции их лейбл продаёт в онлайн?

У нас есть два независимых дистрибьютора, которые искусно оперируют контентом. Один дистрибьютор отвечает за, условно говоря, СНГ регион, а другой — за весь оставшийся рынок. Среди площадок — все значимые. По мере того, как российский музыкальный рынок развивается, официально появляются новые площадки, с которыми можно осуществлять спец-проекты.

Работаете ли вы с ITunes? Как происходит загрузка композиций?

Да, работаем. Обычно проходит около недели с момента отгрузки дистрибьютору контента до появления треков в продаже. Как правило, нужно этот процесс осуществлять заблаговременно, так как обрабатывают информацию живые люди. И, конечно, не стоит забывать про предпродажу, которая вполне может сыграть на руку, при грамотном использовании этого инструмента.

Как происходят отчисления за проданные цифровые копии?

В одном случае — ежемесячно, а в другом — ежеквартально. В случае с английским дистрибьютором — через PayPal. В случае с российским — через обычный банковский перевод из компании в компанию.

Новый пристанище для старого формата

MTV – это не только огромный пласт культуры и не причина появления «клипового сознания» у поколений. MTV – это самый зрелищный магазин на диване. Открывшейся в 1981 году в США телеканал навязал новый формат. Синглы, потенциальные хиты, с музыкальных альбомов получали адекватную визуализацию.

Рассуждая с коммерческих позиций можно сказать: музыкальные клипы – это были рекламные ролики пластинок. Даже не ролики, для артистов снимали настоящие мини-фильмы, некоторые из которых обладали фантастическим бюджетом. Самым дорогим клипом считается совместное видео Майкла и Джаннет Джексон видео Scream. На клип самых звёздных родственников поп-музыки было истрачено семь миллионов долларов. Со съёмок клипов начинали многие известные режиссёры – Антон Корбайн, Дэвид Финчер, Гас Ван Сент и Федор Бондарчук; не брезговали музыкальными видео и великие – Эмир Кустурица, Дэвид Линч и Мартин Скорсезе.

YouTube Трейлер

Самый дорогой клип на свете

Главенство MTV было поколеблено с появлением видеохостингов – точнее, одного самого главного. YouTube появился только в 2005 году, а кажется, что он, как и айфон, существовал всегда.

YouTube стал главной площадкой для размещения клипов. Удобство и отсутствие лишних препонов послужило причиной того, что не только рядовые пользователи, но и компании начали размещать свои ролики на данном сервисе. Неудивительно, что многие мейджоры начали активно сотрудничать с YouTube, создавая официальные каналы с роликами. Можно назвать пример канала Vevo, запущенный совместно Sony Music и Universal в 2008 году.

youtube_music_2202112b

38,2% просмотров роликов на Youtube приходятся на музыкальные клипы. YouTube предлагает владельцам компаний определённые роялти. За каждый просмотр автору перечисляется сумма от 0,0025$ до 0,01$. Смешные доли цента, конечно, при огромном числе образуют приличную сумму, но и она меркнет перед расходами на съёмки приличного клипа.

YouTube был стартовой площадкой для многих артистов, ставших мемами. Можно приводить примеры и Ylvis, и PSY, и Виктора Стрыкало, и Игоря Растеряева. Но вряд ли существенную роль в доходах играет непосредственно YouTube, скорее, это некий потенциальный трамплин к славе.

YouTube ныне исполняет роль старого MTV. YouTube создаёт звёзд. Основной MTV уже даже отказался от расшифровки Musical в аббревиатуре. Компания активно развивает нишевые кабельные телепроекты. Но это уже не столь важно.

Ближе к звёздам

Культура селебрити расцвела новыми красками благодаря социальным сетям. Мнение «умный человек не пишет в гостевухах» изменилось, теперь каждый артист стремится быть ближе к своим поклонникам. Отвечает на твиты, выкладывает свои фотографии в инстаграме, размещает композиции до официальных релизов на Вконтакте и Soundcloud.

Первой действительно популярной социальной сетью стал Myspace в середине прошлого деятилетия. В России, например, долгое время ассоциации с Myspace возникали именно как с сайтом для музыкантов. Последние несколько лет изменилось и позиционирование социальной сети: теперь Myspace окончательно стал местом для музыки. Страница артиста представляет собой скомпонованную презентацию с аудиоплеером. Myspace ныне былую популярность растерял – посещаемость резко упала с 80 миллионов уников в 2008 до 20 миллионов в 2012. На пятки активно наступают более удобные музыкальные сервисы для артистов, а общее главенство давно перешло к Facebook.

Необходимость для артистов пользоваться Facebook обусловлена общей популярностью социальной сети. Каких-то особых возможностей Facebook не предоставляет – страница музыканта ничем не отличается от аккаунта, скажем, пылесоса. Принцип ведения стандартный – короткие новости об исполнителе, ссылки на клипы и статьи.

Ныне наиболее популярными социальными сетями для музыкантов можно назвать Bandcamp и Soundcloud. Bandcamp связала напрямую продвижение артистов в интернете с монетизацией. Можно бесплатно слушать музыку на удобном плеере, но за скачивание придётся заплатить деньги – либо по принципу кто сколько сможет, либо небольшой фикс. Bandcamp взимает умеренный процент – от 10 до 15% в зависимости от отдачи артистов.

trud

Soundcloud, скорее, можно назвать настоящей социальной сетью для музыкантов и важным каналом для продвижения. Стоит обратить внимание, что в центр внимания поставлен не профайл артиста в виде визитки, а музыка. Каждая композиция, выложенная на Soundcloud, имеет свой собственный URL, можно комментировать отдельные моменты песни. При этом отсутствуют лишние функции, вроде блогов. Неудивительно, что музыканты постепенно переместились на Soundcloud. Основной способ монетизации сервиса – за счёт артистов, однако была создана действительно удобная коммуникационная площадка.

proekt

В России существует социальная сеть диджеев promodj. Появившейся в 2005 году сайт подмял под себя популярную нишу. Сайт стал пристанищем для электронных артистов, есть возможность залить свои миксы, пропиарить мероприятие и получить фидбэк от коллег. Но ныне promodj воспринимается как чересчур захламлённый сайт.

Вконтакте сложно назвать исключительно социальной сетью. Стандартные страницы артистов не имеют столь большого влияния, как раздел аудиозаписи. Вконтакте – это полноценный, причём бесплатный стриминговый сервис. Каждый пользователь имеет возможность выложить аудиозапись на VK. А уж затем трек начинает своё путешествия по плей-листам пользователей. Правообладатели постоянно бьются с Вконтакте. В начале апреля мейджоры в очередной раз подали иск против Вконтакте, обвинив в крупномасштабном нарушении авторских прав.

Социальные сети значительно сократили дистанцию между артистами и поклонниками. Зачастую исполнители сами общаются со своими поклонниками, выросла кооперация между артистами. Социальные сети постепенно выходят на передний план как возможность для продвижения артистов.

Экспертное мнение

Степан Казарьян, промоутер, музыкальный продюсер 

Те артисты, у кого не было денег на продвижение своего продукта малой маржинальности, смогли его продвигать.

Внутри системы Вконтакте постоянно придумываются новые способы воздействия — рассылки, сеть лидеров мнений, которые постят ссылки. Появилась очень удобная возможность просматривать статистику. Достаточно много фигур занимаются продвижением: это и сами музыкальные группы, и промоутеры, и владельцы различных тематических подписок.

Есть и негативная сторона от социальных сетей. Мало кто видит афиши, постепенно пропадает культура флаеров. Теперь, пока слушатель не зайдет на ссылку, связанную с группой, он вряд ли пойдёт на её концерт.

Социальные сети, вроде Soundcloud, в нашей стране, где есть Вконтакте, особой роли не играют. Но, конечно, это значительный шаг вперед.

Ещё один негативный момент, связаный с социальными сетями, — искусственно создаваемый неискренний образ музыкантов.  Часто невозможно читать, что артисты пишут в твиттер. Контраст после общения вживую ощутим.

Подайте, кто сколько сможет

Искусство зачастую существует благодаря меценатам. Современный мир даёт возможность каждому пользователю интернета и меломану почувствовать себя меценатом.

В 2007 году легендарная группа Radiohead выпустила свой альбом “In Rainbows”. Это была первая пластинка группы после окончания контракта с мейджором EMI. Музыканты решили провести эксперимент: выложили альбом для скачивания за поощрение, которое определял сам пользователь. Средняя сумма, отправляемая за альбом, составила 4 фунта стерлинга. Данный принцип стал свежей струёй в музыкальной индустрии.

В 2009 году в США появился сервис Kickstarter. Он позволяет финансировать интересный проект вскладчину. Пользователи за символическое вознаграждение финансировали творческие начинания. Важное место занимала и музыка. Обычно Kickstarter как место старта карьеры выбирают начинающие артисты.

Crowdfunding (1)

Музыкальный краудфандинг или оплата «заплати, сколько хочешь» имеют достаточно широкое распространение в России. Можно назвать и Boomstarter, и Planeta.ru, и ThankYou, и Kroogi. Показательно, что Planeta.ru основал бас-гитарист группы Би-2 Макс Лакмус.

Наличие такого большого количества сервисов по краудфандингу в российском сегменте интернета можно объяснить надеждой, что индустрия возлагает на данный способ финансирования творчества большую надежду. В России краудфандингом пользуются известные артисты наравне с начинающими. В США краудфандинг – это метод «попасть в профессию», а у нас – остаться в ней.

Home sweet home

Настоящим домом музыканта является не страница на Вконтакте или на Soundcloud, а сайт. К сожалению, многие, особенно российские артисты об этом забывают – стоит он недёшево, да и отдача не столь ощутима, её не просчитаешь. Красивый веб-сайт – это отдельное произведение искусства, действие для имиджа, а не для продаж.

Пионером в данной сфере, безусловно, можно считать Gorillaz. Проект рисованных героев обладает обширной мифологией. Изначально сайт создавался как флэш-дом для участников группы. Со временем он обрастал многими увлекательными прибамбасами: флэши-играми, анимированными историями персонажей группы и квестом внутри дома персонажей.

gorillaz

Со временем появилась возможность делать полностью интерактивные клипы. Самыми яркими примерами можно считать взиуализацию композиции Arcade Fire “Just a Reflector” и “3 Dreams of Black” c альбома Danger Mouse и Danielle Luppi в исполнении Norah Jones. При создании веб-сайтов использовалась передовая технология WebGL, позволяющая создавать интерактивную 3D-графику. Данная технология позволяет говорить о конвергенции между музыкой, видео и играми. Однако всё ещё музыкальные сайты на WebGL являются исключением, а не правилом.

Экспертное мнение

Александр Ермолов, генеральный директор компании Hot Dot 

Какие ключевые этапы ты выделил бы в развитии веба и музыкальной индустрии?

Мы знаем, что через интернет всегда было удобно получать музыку. От Napster до Вконтакте. Но влияние сети на индустрию шире, чем просто распространение материала.

Я бы хотел рассказать про субкультуру, которая возникла благодаря компьютерам и развилась через интернет. Это симбиоз технологий и музыки.

Всё началось с демосцены в 80х. Пик расцвета этого направления — середина 90х. Гениальные математики, художники и программисты умещали в несколько килобайт кода визуальный ряд и музыкальное сопровождение. Жесткие технические ограничения заставляли разработчиков искать необычные решения. Эти клипы впечатляют до сих пор.

Следующим этапом я выделю период популярности технологии Flash. Это нулевые. Он дал инструмент разработчикам, а скорость интернета позволяла просматривать сайты, насыщенные графикой и звуком.

Сейчас мы находимся в начале третьего этапа. Flash теряет популярность. Ему на смену пришли HTML5, JS, Canvas, SVG и WebGL. А интернет стал очень быстрым. Направление становится более массовым. Можно встретить масштабные художественные работы.

Кто является законодателем мод в вебе из артистов? Кого ты бы выделил? Как из российских, так и из западных?

Сайт на трек от Pharrell Williams.

«Just A Reflektor» Arcade Fire поражает своей глубиной.

http://www.gifmemoreparty.com/ и http://play.lso.co.uk/ отлично погружают в атмосферу.

Из современных российских артистов, к сожалению, никого выделить не могу. Надеюсь, нам удастся это исправить. Мы сами с большой любовью относимся к музыке. На данный момент в студии разрабатывается экспериментальный проект на новых технологиях. В нем участвует очень талантливый российский музыкант. Подробности пока что в секрете. Следите за новостями.

Какие возможности предлагают современные языки программирования для продвижения музыкантов? Какие тенденции будут в будущем?

Можно выделить две основные тенденции:

— много видео, очень много!

— 3D через WebGL.

В отдаленном будущем — Oculus Rift или аналог. Люди будут ходить на концерты, не выходя из дома.

На твой взгляд, могут ли музыканты монетизировать свой сайты или это исключительно имиджевые вложения?

Я уверен, что интернет стал основным каналом продвижения музыкантов. А популярность монетизировать можно всегда. Какую роль здесь играет именно сайт исполнителя сложно сказать, нужно рассматривать конкретные случаи.

Какой функционал на сайтах можно осуществить на современных технологиях (WebGL и HTML5)?

WebGL — это 3D-графика, аналогичная современным компьютерным играм. Скорость интернета позволяет просмотр HD-видео. WebSocket и WebRTC позволяют удобно обмениваться данными между браузерами и сервером в режиме реального времени.

Технические ограничения уходят. У разработчиков и артистов все больше возможностей. В скором времени мы увидим много интересного в этой сфере.

Какой совет ты бы дал музыкантам: что должно располагаться на сайте — исключительно презентационная информация или форумы? Как должен быть современный сайт интегрирован с социальными сетями?

На сайте должно быть то, для чего приходят посетители. В большинстве случаев это имиджевая презентация, контактная информация, работы. Общение с фанатами, новости и прочее нужно вести в соц. сетях, на специализированных порталах.

Окончательный убийца

Самой актуальной темой в музыкальной индустрии можно считать стриминговые сервисы. Во всеуслышанье о них начали говорить после публикации отчёта консалтингового агентства Nielsen. Впервые за десятилетие продажи цифровых записей незначительно, но упали. Величина падения составила 6%. Причиной послужила популярность таких сервисов, как Pandora и Spotify. Wired посвящает музыке и стриминговым сервисам номер, Pitchfork запускает спецпроект о данной технологии.

Суть работы стримингового сервиса заключается в подключении к баснословной музыкальной библиотеке за небольшие деньги или после проигрывания рекламных вставок. По такой модели в начале прошлого десятилетия хотел работать Napster, чтобы уйти от преследования правообладателей. Но тогда ничего не вышло.

Музыканты за проигрывание своей композиции в библиотеке стримингового сервиса получают небольшое роялти. Сумма отчислений составляет от долей цента до целых 23 центов за проигранную композицию. Wired подсчитал, что для получения тысячи долларов композицию должны прокрутить 434,782 раза в сервисах типа Pandora, Slacker и IHeartRadio. Нужно учитывать, что данная сумма делится между правообладателями. Дэвид Лоуёри из группы Camper Van Beethoven опровергает это утверждение. Композиция его группы воспроизводилась через сервис Pandora миллион раз, а артист получил 16,89 долларов отчислений. Меньше, чем за одну футболку.

qnext_share_music

Музыканты резко высказываются о стриминговых сервисах. Среди противников стриминга – Том Йорк из Radiohead, Роджер Уотерс из Pink Floyd и Пит Таусенд из The Who. Компания подобралась внушительная.

В России стриминг пользуется ещё большим спросом. Впрочем, он так мудрёно не называется, а просто и по-родному – аудиозаписи на Вконтакте. Пользование постоянно пополняемой библиотекой аудиофайлов абсолютно бесплатно, а все попытки правообладателей пока носят локальный характер. Один трек удалили, его же залили под другим названием. Цивилизованные формы стримингу пытается придать Яндекс с сервисом Яндекс.Музыка. Пока сервис не пользуется особой популярностью, хоть и имеет ряд подписчиков. Яндекс.Музыка имеет небольшую библиотеку, не очень удобен и у него нет нормального приложения для айпада. В сентябре должен появиться на российском рынке главный стриминговый сервис мира – Spotify. Потенциально он способен навязать борьбу аморфной Яндекс.Музыке, но победить Вконтакте представляется чем-то невозможным.

Можно как угодно противостоять распространению стриминговых сервисов и морщить нос от их использования. Но факт остаётся фактом. Пользователь может за несколько кликов докопаться до любой композиции из истории современной музыки. Это кажется чем-то фантастическим.

Экспертные мнения

Евгений Трифонов, редактор журнала Apparat 

Являешься ли ты активным пользователем стриминговых сервисов? 

Являюсь (платил и за «Яндекс.Музыку», и за Google Play Music All Access, в тестовом режиме пробовал Spotify, Deezer, Zvooq)

Почему стриминговые сервисы получили своё распространение только последние годы?

Они очень зависят от распространения и дешевизны высокоскоростного интернета, в том числе мобильного.

Есть ли будущее у стриминговых сервисов в России в связи с наличием аудиозаписей на VK? ожидаешь ли ты каких-то изменений в связи с приходом Spotify в Россию? 

У них есть не только будущее, но даже настоящее: «Яндекс.Музыкой» уже сейчас пользуются миллионы россиян, несмотря на существование «ВКонтакте», и думаю, что в дальнейшем их число будет лишь расти. Стоит, впрочем, помнить, что веб-версия «Яндекс.Музыки» бесплатна для пользователя, отчисления правообладателям ложатся на плечи «Яндекса». Spotify может что-то изменить, но о том, насколько масштабно, можно станет говорить только после появления точных условий его использования в России (стоимость, ассортимент и т.д.)

Почему музыканты выступают резко против распространения стриминговых сервисов? 

Отчисления при стриминговых прослушиваниях на порядки ниже отчислений при продаже треков, и многие музыканты считают, что из-за стриминга получают гораздо меньше денег. Однако похоже, что их слова уже ничего не изменят, будущее наступило, нравится это нам или нет.

Какое будущее ожидает стриминговые сервисы?

Считаю, что они станут главным игроком на рынке аудиозаписей (обойдя магазины вроде iTunes Store, которым сейчас заметно уступают), но на это потребуется еще не один год.

Сергей Хабаров, музыкальный блогер, digital-продюсер Afisha Specials 

Стриминг я слушаю от случая к случаю, основными остаются десктопный плеер и плеер в смартфоне.

Когда стриминг удобен:

— Принимать и отправлять ссылки на альбомы или треки, которые можно полушать прямо сейчас (deezer.com, music.yandex.ru, soundcloud.com)

— Разузнать, чем занимается сейчас лейбл или артист (soundcloud.com)

— Послушать подборку по теме или от знающего человека или дичь (mixcloud.com, 8tracks.com, vk.com)

— Узнать новинки (deezer.com, hypem.com/premiere/, volna.afisha.ru/records/, pitchfork.com/best/)

— Найти трек прямо сейчас (vk.com)

— Заэмбедить плейлист (http://grooveshark.com/)

Лично мне нравится в стиминге слушать подборки от составителей, которых я знаю (http://www.mixcloud.com/plkv/ и http://www.mixcloud.com/evgeniyoreshin/), или про которых я знаю (http://music.yandex.ru/users/music-partners/playlists/1045).

Мне кажется, что стриминг получил распространение по нескольким понятным причинам, про которые говорили несколько лет назад:

1) Стабильный и доступный интернет везде

2) Доступность производительных смартфонов, планшетов и компов, где ничто не тормозит

3) Понятный дизайн, структура и красота самих сервисов, в том числе мобильных

4) Доступность сумм и способов платежей (если вообще приходится платить): карты есть у всех и платить несколько долларов в месяц за хороший сервис не обременительно

Я затрудняюсь ответить, есть ли будущее у стриминговых сервисов в России в связи с наличием аудиозаписей на VK. Если будущее — это прибыль от сервиса, то она не там.

В связи с приходом Spotify в Россию пользователи будут выкладывать плейлисты и подборки туда.

Резко против распространения стриминговых сервисов — это «за» распространение? Музыкантам надо быть услышанным, любые средства для этого годятся, стриминг это или нет.

Вот мы завершили обзор самых важных вех в истории взаимодействия интернета и музыкальной индустрии. Музыкальная индустрия наглядно продемонстрировала, как бизнес изменчив под влиянием технологий и простых программ, разрабатываемых энтузиастами. В других сферах перемены не столь заметны, но они есть.