Дмитрий Марков за работой.

Текст Туяра М | 19.09.2013

Прошли времена бесконечных надписей и иероглифов на теле – культура татуировки наконец вырвалась из круга портаков и рук неумелых мастеров. Уровень тату-мастеров вырос, а вслед за ними подтянулась и публика.

По инерции стали возникать и новые студии, но вот только большинство из них, прогорали на первом же этапе. Корреспондент Hungry Shark побеседовала с мастерами и владельцами московских  и киевских студий, и выяснила, что нужно для того, чтобы выйти на тату-рынок, и как не потерять в нем свое место.

Начнем с основного вопроса — сколько стоит открыть свой тату-салон?

Главное на старте — не ошибиться с месторасположением. Если вы решили работать на поток, то вы вряд ли обеспечите себе клиентов, сидя на окраине города в подворотне.

«Проходные» студии располагаются в центре и, как правило, в оживленной части города – любой прохожий зевака заметит вывеску студии. Доход в этом случае будет в разы выше, нежели в непроходной.

«Непроходные» студии ,как правило, не гонятся за каждым клиентом. Клиенты сами идут в выбранную ими студию или уже к определенному мастеру. Таким образом, студия работает на свой имидж.

Бюджет

«Проходная» студия

Аренда помещения

Для тату-студии потребуется площадь от 50 до 100 кв. метров. Оплата аренды такого помещения обойдётся от 300 000 до 1 000 000 рублей в месяц (примерно, 5 000 рублей за кв. метр). Арендную плату придётся вносить за первый и последний месяцы (или даже на несколько месяцев вперед).

Стоимость оборудования

Одному мастеров может понадобиться несколько машинок под разные цели.  Также же мастеру потребуются расходные материалы — салфетки, перчатки, дезинфекция, иглы, чернила

Стоимость тату-машинки

5 000–25 000 рублей

Расходные материалы

10 000 рублей в месяц на мастера (сюда входят дезинфекция, иглы, перчатки, салфетки, трансферная бумага, колпачки, подставки и пр.).

ПРИМЕРНЫЙ БЮДЖЕТ

 1 000 000–4 000 000 рублей

«Непроходная» студия

Аренда помещения

50 000–200 000 рублей месяц

Штат сотрудников

В среднем 4 -5 мастеров, 1-2 администратора.

Стоимость тату-машинки

5 000–25 000 рублей

Расходные материалы

10 000 рублей месяц на мастера

ПРИМЕРНЫЙ БЮДЖЕТ

500 000 – 1 000 000 РУБЛЕЙ

 

ЖИЗНЕННЫЙ ПРИМЕР

Костя Макуха

Костя Макуха
Владелец и тату-мастер студии Bone House
Бюджет на открытие: 120 000 рублей

На открытие Bone House (Киев) ушло 120 000 рублей, в которые вошли арендная плата — помещение в центре города площадью 28 квадратных метров — за первый и последний месяцы, стоимость оборудования, мебели и подведения электропроводки. А ремонт в помещении мы делали уже своими силами

Дмитрий Соболев

Дмитрий Соболев
Совладелец студии Love Life Tattoo
Бюджет на открытие: 666 000 рублей

«Студия уже два раза переезжала на новое место. Аренду первого помещения (на Цветном бульваре. — Прим. ред.) пришлось выплачивать за три месяца вперёд, да ещё заплатить агентское вознаграждение. Однако, у арендодателя были проблемы с контролирующими органами. В один прекрасный день нас просто попросили с вещами на выход.

На поиски второго помещения ушёл месяц или полтора — найти в Москве адекватное место зимой было практически нереально. Оттуда (у метро Красные ворота. — Прим. ред.) пришлось съехать, когда в Москве сменилась власть —Лужкова ушли.Арендованным нами помещением владели чиновники, которые быстро закрыли бизнесы в Москве и улетели за рубеж. В итоге, оно оказалось в руках людей, а у них на него были свои планы.

Нам очень хочется задержаться в нынешнем месте, но, говорят, этот дом аварийный. (Смеётся)». Сейчас студия размещается в помещении в 80 кв. метров (метро Тургеневская. — Прим. ред.), на аренду которого уходит 80 000 рублей в месяц»

Иван Hack

Иван Hack
Владелец и тату-мастер студии Trash-Work
Бюджет на открытие: 400 000 рублей

«Мне кажется, для старта достаточно 500 000 рублей — с учетом возможных простоев в первые месяцы работы и затрат на рекламу. Нам же на старт потребовалось около 400 000 рублей. Но я даже не могу сказать, когда окупился проект, поскольку, если честно, не считал.

Никаких специфичных сложностей при открытии студии не возникало. Главной проблемой оказались сжатые сроки. Мы всё делали сами: одновременно работали, занимались закупками и ремонтом, поэтому вовремя успевать не получалось».

Бэн Клишевский

Бэн Клишевский
Совладелец и тату-мастер студии Banana Tattoo
Бюджет на открытие: 1 000 000 рублей

«Сначала я оборудовал свою домашнюю студию, потом решил расширяться. С совладельцем Banana Tattoo Владом Галюзиным нашли подвальное помещение в 84 кв. метра на “Красном Октябре”.

Новичкам на “Красном Октябре” выставляют огромный ценник. Нам, например, на первом этапе пришлось выплачивать субаренду, поэтому в сумме получалось около 100 000 рублей в месяц. Но если бы мы снимали напрямую у “Красного Октября”, то вышло бы, конечно, дешевле.

Мы год проработали на этом месте и снова решили расширяться. Летом переехали в новое большое помещение, около 100 кв. метров. Аренда сейчас стоит прилично, но конкретных цифр разглашать не буду».

Реклама

Сейчас все больше клиентов предпочитают обращаться не в тату-студию, а к конкретному мастеру. Поэтому больше половины успеха любой новой студии делают имена известных и раскрученных мастеров в штате сотрудников. Этот момент приобретает очень важное значение. Фактически вопрос ставится следующим образом: нет известных имён — нет клиентов.

ЖИЗНЕННЫЙ ПРИМЕР

Бэн Клишевский, Banana Tattoo 

«В тату-бизнесе просто не обойтись без известного мастера. Очень много студий банкротится из-за того, что люди, образно говоря, открывают магазин, на полках которого нет интересных товаров. Они приглашают каких-то непонятных татуировщиков, и, в итоге, даже не могут отбить арендную плату. Для успешного открытия важны две вещи: территориальный фактор и наличие татуировщика‑лидера. Это как в спорте: начинающие спортсмены быстрее прогрессируют, когда тренируются с сильным профессионалом».

Евгений Мэл

Евгений Мэл
Тату-мастер

«При открытии студии большинство владельцев делают одну очень распространённую ошибку: они думают, что достаточно просто открыть салон, набрать мастеров и раскрутить его. Они упускают, что клиенты пошли гораздо умнее, чем десять лет назад. Сейчас они идут именно к мастеру, а не в салон. При этом один именитый мастер не вытянет всю студию – их нужно несколько. Так что реклама должна пускаться не на имя студии, а на раскрутку мастеров. Не помещение приносит доход владельцу, а мастера. Их нужно холить, лелеять, пиарить».

Дмитрий Соболев, Love Life Tattoo  

«Первые месяцы после открытия мы сидели в ожидании клиентов и публиковали бомбили по всем фронтам: в “Яндекс”, Google и на другие площадки; в общем, старались охватить всё медийное пространство. Но в какой-то момент стало понятно, что бюджет почти исчерпан, а клиенты всё не идут. Ещё пару месяцев в таком режиме и салон можно было бы смело закрывать. Но клиенты пошли: может в первое время прибыли мы не получали, но были в состоянии “отбить” аренду. А окупился салон примерно через год.

Конкуренция между тату-студиями просто огромная, и нужно дважды подумать перед тем, как открыть свою студию. Наша, например, выжила во много из-за именитых мастеров, у которых уже были свои постоянные клиенты. А если какие-то ребята захотят открыть свой салон без опытных мастеров?.. Флаг им в руки, но, на мой взгляд, это бесполезно».

Костя Макуха, Bone House 

«Студия успешно работает потому, что мы вовремя заняли свою нишу: начали набивать dotwork и геометрию, стили, которыми до этого занимались только заграничные мастера. Вторая половина успеха — имя тату-мастера Виталия Левина (известный тату-мастер. — Прим. ред)».

Иван Hack, Trash Work 

«Самую большую роль на первом этапе сыграла моя специализация на дотворке. Поскольку клиентская база у меня стабильна и давно сформирована, а этот стиль сейчас очень востребован, проблем с посетителями не было.

Студию раскручивали тяжелым трудом, интересными работами и уникальной атмосферой. В студии, например, есть небольшой чайный чил-аут, где мы проводим церемонии для наших гостей. Важную роль играют туры гостевых мастеров, старая американская традиция, которая не слишком популярна в России».

Дмитрий Sick Dog Марков

Дмитрий “SickDog” Марков
Тату-мастер

«Я никогда не работал в салонах, но и не занимался саморекламой. Мне немного стыдно раскручивать себя и называть великим тату-мастером. Просто с первых дней моей работы запустилось сарафанное радио. Самая лучшая реклама — это твои работы».

Студия изнутри

Один из самых важных моментов работы в тату-салоне — взаимоотношения между администраторами и мастерами. При правильной организации первые должны брать на себя функции организации и поддержки: знать предпочтения и стили всех мастеров и направлять клиента к нужному тату-мастеру, обеспечивать салон расходными материалами, обновлять оборудование и, в конце концов, избавляться от не самых приятных клиентов.

Однако, некоторые владельцы студий предпочитают обходиться без администраторов.

ЖИЗНЕННЫЙ ПРИМЕР

Дмитрий Соболев, Love Life Tattoo

«За время своей работы я понял одну важную вещь: не нужно нанимать людей по семейным или дружеским обстоятельствам, лучше, чтобы они не имели никакого отношения ни к хозяину заведения, ни к кому-то из сотрудников».

Иван Hack, Trash Work

«Мастеров я не нанимаю, все сотрудники студии — мои друзья и профессионалы своего дела. PR-менеджер студии — моя жена, а администраторов у нас нет — я против бездельников. Никаких неудобств такая политика не приносит, главное — чтобы внутри коллектива

Бэн Клишевский, Banana Tattoo 

«Если в СТУДИИ работают твои друзья, то они, руководствуясь правилом: “Мы же друзья, он мне всё простит”, то и дело будут просить о всяческих скидках. Такие прецеденты были в первом коллективе, где было много близких людей. После них мы начали набирать людей по кастингу.

Сейчас у нас пять мастеров, но мы собираемся принять ещё трёх-четырёх. Важно, как новый мастер вольётся в коллектив: у него может быть просто отличное портфолио, но если он не сможет ужиться хотя бы с одним работающим мастером, то мы его не примем. Иначе всем будет очень сложно проводить вместе много времени».

Евгений Мэл

«На самом деле, администратор в салоне обычно ни черта не делает. Хотя он, кроме полного обеспечения работы мастера, должен заниматься распределением клиентов и знать предпочтения каждого татуировщика. Распределение клиентов — важная вещь., поскольку желающих сделать татуировку не счесть, но 60 процентов из них несут полную ересь. Таких вообще лучше посылать в другие салоны».

Впрочем и платить администраторам должны больше, чем сейчас. Точных цифр не знаю, но полагаю, что в Москве это где-то 20-25 тысяч рублей».

Виталий Фишер

Виталий Фишер
Младший партнер тату-студии «Дракон»

«У нас всегда работает примерно пять мастеров, плюс три-четыре администратора, которые тоже знают, как ДЕЛАТЬ татуировки И пирсинг».

Стоимость татуировки

Средняя цена одного сеанса татуировки в Москве — 8 000–10 000 рублей,  как правило, длится он 2-3 часа. Прайс на небольшие работы значительно ниже, потому как на них может хватить и 15 минут – к примеру, средняя цена за «несложную» надпись 3000 рублей. Что касается масштабных работ, то на них может потребоваться 2-3, а-то и более сеансов.

Некоторые мастера выдвигают цену, исходя из сложности татуировки – плата в этом случае идет за один раз, а не за каждый сеанс в отдельности. При этом количество и продолжительность сеансов мастер выбирает сам.

ЖИЗНЕННЫЙ ПРИМЕР

Дмитрий Соболев, Love Life Tattoo

Цена: 4 000 рублей за час — масштабные работы

3 000 рублей за час — рядовые работы

«В день к нам приходит от нуля до 15 человек. Так что порой никого нет, а порой случаются завалы, когда мастера набивают по пять¬шесть татуировок в день. Всё зависит от размера татуировки: есть пятиминутные надписи, а есть большие работы на семь¬восемь часов».

Евгений Мэл

Цена: 7 000 рублей за сеанс

«Некоторые мастера берут цены с потолка, например, заламывают не самым интересным клиентам ценник в 20 000 рублей за сеанс.

С клиентами я работаю через социальную сеть, это очень удобно. За полгода запись выросла на месяц вперед. Тем не менее, я очень часто отказываю клиентам и работаю только с интересными предложениями, формирую своё имя. Я ведь не один такой красавей в Москве, который делает татуировки: буду работать на поток – отпадут интересные клиенты.Конкуренция между мастерами примерно такая же, как между художниками — её просто нет, поскольку каждый мастер работает в своём стиле».

Дмитрий “SickDog” Марков

Цена: Устанавливается за сложность работы

«Я устанавливаю цену не за сеанс, а за сложность работы. Сколько я потрачу сеансов на её выполнение — уже мои проблемы. А вот растягивать работу на несколько сеансов и брать за каждый какие-то немыслимые деньги — не по мне.

Кстати, за первую татуировку я получил 500 рублей (Смеется)».

Виталий Фишер, «Дракон»

Цена: Устанавливается за сложность работы

«Цена татуировки в студии зависит от сложности работы, мы не берём деньги за каждый отдельный сеанс. Цены у нас высокие, но за качество нужно платить. Когда клиент хочет сэкономить денег на татуировку, он просто не понимает, что носить он её будет до старости. Как правило, люди не могут определить, какая татуировка будет “жить” год, а какая долго. Некоторые татуировки будут отлично выглядеть первые несколько месяцев, а потом расплывутся и поползут».

Костя Макуха, Bone House

Цена: 100 долларов за татуировку

«Сейчас очень много пафосных татуировщиков кричат, что не делают надписи. На самом деле, именно надписи кормят татуировщиков. А пренебрегать ими могут уже раскрученные мастера, вроде Левина.

Я не считаю себя крутым парнем, которому лень подзаработать денег. Как-то я набил надпись за 48 секунд. Согласитесь, далеко не каждый может похвастаться тем, что заработал сто долларов за 48 секунд (Смеется)».

Ещё один фундаментальный вопрос для тату-мастера — работать в студии и на дому. HungryShark разобрался в тонкостях обоих вариантов.

Работа в студии

*Студия забирает от 50 до 25% процентов от стоимости работы мастера.

*При этом, все расходы по рекламе и, в большинстве случае, обеспечения мастеров расходными материалами, берёт на себя руководство студии.

 

Работа на дому

*Мастер сам назначает стоимость своей работы, но расходы на рекламу, покупку оборудования и расходных материалов полностью ложатся на бюджет татуировальщика.

*Подходящий вариант для опытного мастера, чьё имя не нуждается в «раскрутке».

 

ЖИЗНЕННЫЙ ПРИМЕР

Работа в студии

Дмитрий Соболев, Love Life Tattoo

«Мастера хотят работать на дому потому, что пресытились работой в коммерческих студиях с бесконечным потоком клиентов. В таких салонах к мастерам довольно неправильное отношение со стороны владельцев. Конечно, они будут сбегать из студий, где руководят из-под плетки и подкидывают неинтересных клиентов. А нужно понимать, что тату-мастер — это, в первую очередь, художник. Для нас они своего рода рок-звезды. (Смеётся)

Я не имею право говорить за мастеров, но лично, мне кажется, что наши мастера работают здесь, потому что им интересно».

Олег Barrymore, Love Life Tattoo

«Я перебрал множество студий. , а в Love Life Tattoo работаю почти с момента ЕЕ открытия. Работать в этом коллективе нравится — здесь никогда не скучно. Ты постоянно развиваешься, поскольку тебя окружают люди, с которыми можно поделиться опытом.

Если работать на себя, то, в любом случае, понадобится администратор, иначе всего успеть просто невозможно. Нужно искать рабочее место, вести предварительное общение с клиентами, рекламироваться. Поэтому, когда студия забирает 50% прибыли, э то вполне оправдано».

Виталий Фишер, «Дракон»

«Сейчас всё больше мастеров начинают работать на дому. Клиенту не всегда стоит им доверять: сегодня они тут, а завтра там. Поэтому и отношение у них соответствующее: не всегда соблюдаются правила дезинфекции, не следят за  качеством работы. А над студией студий есть куча контролирующих органов. Разве Роспотребнадзор приедет к мастеру, работающему на дому?»

ЖИЗНЕННЫЙ ПРИМЕР

Работа на дому

Дмитрий “SickDog” Марков

«Владельцы салонов заинтересованы, чтобы мастера работали как можно быстрее. Зачастую многие из таких мастеров бьют просто по копирке, а без неё даже линию провести не могут. Всё равно, что рисовать по детской раскраске — художник не имеет права делать такого. А татуировщики, я считаю, в первую очередь должны быть художниками».

Евгений Мэл

«Чтобы работать на дому, нужна как минимум двухкомнатная квартира, потому как одну комнату нужно отвести под рабочее место.

Не стоит забывать и о рекламе. У меня, например, куча времени уходит на ту же бесплатную рекламу в соцсетях.

Правда, бесплатная реклама может сыграть с мастером злую шутку: не стоит выкладываться на кривых ресурсах, поскольку можно собрать только плохих отзывов.

На мой взгляд, в салоне хорошо работать мастеру, который не может позволить себе помещение, не хочет заниматься рекламой и хочет набить себе руку. Я сам набивал руку в студиях. Именно поэтому салоны славятся портаками, особенно это касается проходных салонов, где бьют надписи, иероглифы, а больших работ там почти не бывает. Как правило, надолго мастера в таких салонах не задерживаются, а поток мастеров можно сравнить с потоком клиентов».

Фотография обложки Дмитрий Марков за работой. Иллюстрации — фотографии спикеров из социальных сетей.