oULYym5QhIc

Текст Альфия Мухаметова | 08.04.2014

Продолжая тему неподготовленности стартаперов к ведению бизнеса, затронутую Сергеем Фрадковым в  статье “Где же венчурные сделки?”, опубликованной в газете  “Деловой Петербург” №47, хочу поговорить о причинах и следствиях этого непреложного факта.

Большинство начинающих предпринимателей, нащупав “взрывную”, на их взгляд, идею, стремглав бегут к инвесторам за деньгами, пребывая в полной уверенности, что именно эта их идея, как ничья другая, достойна внимания и инвестиций. И часто уходят с первых встреч с потенциальными партнёрами  расстроенные, если не обиженные.

Оказывается, они совсем забыли подумать о том, что бизнес-идея должна приносить прибыль, а клиент и рынок, в итоге, оказываются правее, чем идееносцы. Выясняется, что продажи – “не царское дело”, а стоимость привлечения клиента – вообще нелепое понятие, потому что за таким продуктом клиенты сами выстроятся в очередь.

Часто основатели стартапов думают, что их дело – создать качественный продукт, а развитием бизнеса займутся те, кто в этом более сведущ, в данном случае – инвесторы.

Это не так.

СМОГ

Инвесторы, в особенности, ранних стадий, несомненно, глубоко погружаются в работу каждой новой портфельной компании и стараются максимально передать имеющиеся у них опыт и знания. Но вся эта экспертиза должна ложиться на благодатную почву. На мой взгляд, благодатная почва – это способность к самостоятельному мышлению и непрерывное самообразование.

Инвестор, как правило, имеет за плечами несколько своих успешных компаний, и, рассказывая вам о GTM, вряд ли, будет предполагать, что вы с трудом отличаете воронку от конверсии, а LTV в вашем понимании – что-то, связанное с наследством.

Молодым предпринимателям категорически не хватает элементарной теоретической базы знаний. И это с тем учётом, что рынок венчурных инвестиций развивается уже не первый год, а огромное количество знаний можно получить из общедоступных и бесплатных источников.

Последствия такого безответственного подхода к созданию новой компании вполне предсказуемы – затяжное “запиливание” продукта, отсутствие продаж, отказы первых же клиентов, недовольство инвесторов, творческий кризис и паника.

Когда человек решается приготовить какое-то изысканное блюдо, ему не приходит в голову побросать в кастрюлю всё, что имеется в наличии, и ждать результата. Он ищет рецепты, читает отзывы, тщательно выбирает ингредиенты и соблюдает определённые, уже проверенные годами, правила при приготовлении.

Кстати сказать, цена провала горе-кулинара – пара часов потерянного времени и суетливое приготовление бутербродов к приходу гостей. А в случае несложившегося стартапа – минимум, месяцы бессонных ночей и разочарование.

Так почему же, когда речь идёт о бизнесе, не всем приходит в голову мысль подготовиться и вооружиться знаниями?

Сейчас становится модно из наёмных сотрудников превращаться в “бизнесменов”. Желание независимости и признания заставляет молодые, талантливые и не очень головы бросить, наконец-то, всё и заняться своим стартапом. К сожалению, для большей части это превращается просто в игру. Игру в собственный бизнес. А ключевое слово здесь всё-таки “бизнес”.

alfia

Авто статьи — Альфия Мухаметова

Да, иметь свой стартап – это модно. И в России модно, и в Израиле. Вот только в Израиле модно иметь успешный стартап, то есть прибыльный и перспективный бизнес. В этом разница.

Я говорю не о том, что тонны прочитанных книг и гигабайты просмотренных видеоматериалов до старта станут гарантом успеха – любая  теория лучше усваивается на практике. А вот минимальное ознакомление с терминологией, общими принципами ведения бизнеса позволит с большим толком потратить ваше собственное время при запуске новой компании.

Фотографии предоставлены iDealMachine