Epidode 302

Текст Георгий Макаренко | 04.12.2013

Вечером 24 ноября 2013 года в США вышел предпоследний на данный момент эпизод сериала Homeland («Родина»). В ней временный глава ЦРУ Сол Беренсон объясняет своей сотруднице, почему необходимо провернуть операцию по устранению командующего КСИР (иранские элитные формирования). Две великие страны, Америка и Иран, утверждал Беренсон, уже свыше 30 лет являются глубоко враждебными друг другу державами. Все средства, в том числе убийство третьего в Иране человека, хороши, чтобы «мы снова сели, наконец, за стол переговоров».

Менее чем за сутки до показа эпизода, в ночь с 23 на 24 ноября, в Женеве произошел прорыв на переговорах по иранской ядерной программе. Тегеран принял на себя обязательство на полгода заморозить проект обогащения урана, страны же Запада объявили о поэтапном снятии с Ирана санкций. Уже в первые часы после достижения договоренности США разблокировали около 8 млрд долл. иракских денег на счетах в американских банках.

Как видно, не только дерзкие разведоперации могут приводить к дипломатическим прорывам. Разумеется, этот эпизод сериала «Родина» был снят еще весной 2013 года, когда президентом Ирана был агрессивный консерватор Махмуд Ахмадинежад. Победа на выборах в июне 2013 года сторонника умеренной позиции Хасана Рухани сделала, наконец, возможным дипломатический прогресс и без экстраординарных мер. К слову, еще в конце сентября этого года (накануне показа первой серии текущего сезона «Родины») состоялся телефонный разговор Рухани с Бараком Обамой — впервые за 34 года переговоры между Ираном и США прошли на таком высоком уровне.

В том же эпизоде «Родины» выясняется, что эпизодический герой сериала, журналист французской «Ле Монд» Ален Бернар, является шпионом израильских спецслужб на территории США. Двумя днями позже в СМИ появилось признание известного голливудского продюсера Арнона Милчэна. Десятилетиями он вел двойную жизнь: сотрудничал с Израилем по вопросам закупки оружия для еврейского государства и развития ядерной программы Тель-Авива.

В истории кинематографа существует немало подобных примеров, когда события фильма или его тематика предвосхищают ближайшее будущее. Ряд наиболее ярких удачных прогнозов мы включили в список.

«Доктор Но» (1962)

Первый из 23 фильмов «бондианы» повествует о таинственном преступнике Докторе Нет, скрывающемся на одном из островов Карибского моря. По сюжету он принадлежит к международной террористической организации СПЕКТР. Для получения материальной выгоды и контроля над политикой мировых держав эта группировка не гнушается ни шантажом и вымогательством, ни дестабилизацией международной обстановки.

Конкретная задача, поставленная СПЕКТРом перед Доктором, — диверсии против американских ракет. Установленный на острове радиоизлучатель сбивает их с заданного курса, и ракеты падают в море. Британский агент Джеймс Бонд успешно нейтрализует Доктора и взрывает его базу.

Фильм «Доктор Но» вышел на широкий экран 5 октября 1962 года. Десятью днями позже на стол президента США Джона Кеннеди попали снимки с американских самолетов-разведчиков. На них были явственно видны силуэты советских баллистических ракет, возвышающихся над кубинскими лесами. Начался так называемый «Карибский кризис» — две недели в истории человечества, когда оно как никогда близко стояло к ядерной войне. Стоит отметить, что «Доктор Но» снимался с января по март 1962 года, то есть, еще до того, как СССР приняли решение выставить свои ракеты на Кубе (май-июнь 1962). Это даже не упоминая оригинальный рассказ Яна Флеминга, который вышел еще в марте 1958 года.

«Эта ситуация с ракетами — лишь первый шаг, чтобы доказать нашу власть. — Нашу власть? С вашим пренебрежением к человеческой жизни, вы, должно быть, работаете на Восток. — Восток, Запад… Лишь точки на компасе, один глупее другого».

YouTube Трейлер

«Манчжурский кандидат» (1962)

Вскоре, в самый разгар «Карибского кризиса», 24 октября 1962 года, в американских кинотеатрах запустили ленту Джона Франкенхаймера «Манчжурский кандидат» с Фрэнком Синатрой в главной роли Беннета Марко. Однако пророческий эффект этого фильма «выстрелит» не через день или неделю, а спустя 11 месяцев. Хотя слово «выстрелит» в данном случае можно было взять и без кавычек.

Фильм начинается с флэшбэка — в ходе Корейской войны в начале 1950-х годов советские войска захватывают нескольких американских военных. Вскоре захваченных солдат, кроме двоих, возвращает из плена сержант Рэймонд Шоу. Командиру и приятелю Шоу, майору Бену Марко, снится, что сам Шоу убил этих двух солдат после «промывки мозгов» коммунистами в лагере в Манчжурии.

Удивительно, но ночной кошмар оказывается реальностью: Шоу поручают убить из снайперской винтовки кандидата в президенты США. В таком случае его «running mate», кандидат в вице-президенты (контролируемый советскими спецслужбами), станет основным претендентом на кресло в Овальном кабинете.

По требованию Фрэнка Синатры фильм «Манчжурский кандидат» был снят с проката и телевидения после убийства президента Джона Кеннеди в ноябре 1963 года. Хотя позднее создатели фильма и сам актер открещивались от прямой связи между этим преступлением и запрета фильма к показу, способ покушения и теории вокруг него постоянно будоражили умы конспирологов.

YouTube Трейлер

«Китайский синдром» (1979)

Драма о взаимодействии журналистов и работников АЭС, о поиске истины, о предательстве, готова похвастаться поистине звездным составом: главные роли играют Джек Леммон, Майкл Дуглас и Джейн Фонда. Тем не менее, не только сам фильм продолжает привлекать к себе зрителей, сколько его прокатная история.

На экраны «Китайский синдром» вышел 16 марта 1979 года, и сразу вызвал на себя возмущенную реакцию работников атомной отрасли. Дело в том, что Леммон играет начальника смены на АЭС, «правдолюба», который стремился доказать или опровергнуть безопасность своей станции, за что в итоге и поплатился жизнью. Журналисты же (в исполнении Фонды и Дугласа), снимая о нем репортаж, также стремятся «поднять вопрос безопасности атомных электростанций». В кульминационный момент фильма на АЭС происходит авария, которую и предсказывал герой Леммона.

Не прошло и двух недель, как на АЭС Три-Майл-Айлэнд в Пенсильвании произошла авария, до сих пор считающаяся крупнейшей ядерной катастрофой в США. В ночь на 28 марта 1979 года, в полном соответствии с сюжетом «Китайского синдрома», произошел отказ насосов системы охлаждения станции. Так же, как и в фильме, неисправность привела к частичному расплавлению реактора, однако серьезной утечки радиации удалось избежать.

YouTube Трейлер

«2012: Цунами» (2009)

Переходя от Карибского кризиса к убийству Кеннеди, от одного «китайского» названия фильма к другому, стоит продолжить тему катастроф. Южнокорейский фильм «Цунами» (к которому российские прокатчики зачем-то добавили префикс «2012») в общих чертах предсказывает события марта 2011 года, когда землетрясение у восточного побережья Японии привело к образованию 40-метрового цунами.

Как и в реальности, экранное цунами — это лишь эпизод, который делит время на «до» и «после». Мирная жизнь, рыбацкие шхуны, полные улиц автомобили сменяются по-восточному планомерным и фаталистичным восстановлением сломленного существования.

Особо стоит отметить одну из сюжетных линий, посвященную ученому-океанографу, который составил прогноз по возможному цунами. Заметив, что активность Японского моря аналогична активности Индийского океана накануне землетрясения пятью годами ранее, он тщетно пытался добиться у власей эвакуации миллионного города накануне катастрофы. Символично, что прогнозы по возможному стихийному бедствию в Восточной Азии формировались почти параллельно со съемками фильма «2012: Цунами».

YouTube Трейлер

«Материк» (2011)

Продолжая морскую тему, стоит вспомнить итало-французский фильм «Материк». Являясь социальной драмой,  фильм рассказывает историю семьи моряков с островка Линоза к югу от Сицилии. Однажды вышедшие в море мужчины из этой семьи замечают терпящее бедствие судно с нелегальными мигрантами из стран третьего мира. Рыбаки подбирают и довозят их до суши. Основная сюжетная линия выстроена вокруг младшего из рыбаков, Филиппо, который под действием обстоятельств меняет свои взгляды насчет мигрантов и помогает укрыться беременной женщине с ребенком, спасенной с судна нелегалов.

Фоном для разворачивания действия «Материка» является реальная проблема, с которой сталкиваются европейские власти — рост числа нелегальных мигрантов, которые пытаются пересечь Средиземное море в северном направлении, зачастую неудачно. Съемки фильма проходили в начале 2011 года, когда по странам Ближнего Востока прокатилась волна революций. На экраны же «Материк» вышел в сентябре 2011 года — в разгар гражданской войны в Ливии и других странах региона. С началом «Арабской весны» в разы увеличился поток мигрантов (на этот раз, по большей части беженцев) в Европу. Основным «перевалочным пунктом» для них стал итальянский остров Лампедуза, соседний с Линозой. Многократно же возросло и количество кораблекрушений переполненных лодок. Вскоре, после выхода на экраны «Материка», такие случаи, бывшие единичными, стали происходить все чаще, как чаще стала появляться Лампедуза на лентах информагентств.

YouTube Трейлер

Изображение на обложке — источник