art_oblojka

Текст Сергей Лунёв | 04.02.2014

Социальные сети стали отражением жизни современного горожанина. Каждый шаг пользователь фиксирует, делая заметку на личной странице, фотографируя что-нибудь или высказываясь по злободневному вопросу. Вряд ли каждое свое действие пользователь тщательно обдумывает.

Все это поначалу воспринималось невинной забавой, чем-то средним между сервисом знакомств и форумом. Постепенно соцсети для кого-то превратились в полноценное дело, а для кого-то – в существенную репутационную проблему. Теперь социальные сети смотрят не только друзья, но и HR-менеджеры, оценивающие потенциальных соискателей.

Зарождение интереса к социальным сетям у работодателей

На социальные сети стали обращать внимание не так давно – пару лет назад. За границей тенденция наметилась чуть раньше. Первопроходцами выступали digital-агентства и международные компании.

Как считает Максим Тимофеев, креативный стратег VeinTechnologies, «если у digital-агентств это было следствием профессиональной деформации, то международные компании пытаются найти всю возможную информацию о человеке еще до того, как получат от него проблемы. Постепенно и другие компании начали понимать, что через профиль в “Facebook” или “Вконтакте” часто можно узнать больше информации о человеке, чем из резюме, найти несоответствия или неэтичное поведение».

Важным обстоятельством является и средний возраст сотрудников компании. По мнению HR-консультанта Максима Корниенко, чем меньше возраст сотрудников, тем пристальнее они относятся к социальным сетям. Неудивительно: по статистике, в социальных сетях почти постоянно онлайн находится 83% представителей поколения Y.

social_networks

Смотреть инфографику полностью

Кого пристальнее всего просматривают

Разумеется, в первую очередь, о своей сетевой репутации стоит позаботиться тем, кто собирается работать в Интернете. По словам пионера отечественного SMM Александра Зимарина, «работа в социальных сетях является одной из компетенций, важной для деятельности как начинающих, так и продвинутых SMM-специалистов, пресс-секретарей, евангелистов, лиц компании.

Их резюме в большинстве случаев и есть их аккаунт в социальной сети, и разбирающийся работодатель будет рассматривать его со всех сторон». Таким образом, желающие работать в данных сферах должны быть предельно аккуратны.

За что увольняют и не берут

Были хрестоматийные примеры от компании ”Аэрофлот”: вспомним хотя бы “фак” стюардессы, адресованный пассажирам, размещённый с бравадой в VK, или аморальный твит её коллеги. Со стюардессами работодатель распрощался. Есть и не столь растиражированные истории.

Некоторые компании из числа малого бизнеса и не так честь блюдут. Знакомого одного из наших авторов уволили из скейт-шопа за негативное сообщение о работодателе, написанное в личных сообщениях. До чего доходят ухищрения работодателей, можно только дивиться.

А вот какая история есть у нашего эксперта Максима Тимофеева: «Пару лет назад моего однокурсника не взяли в международную компанию, крупного дистрибьютора люксовых товаров. Поскольку делом занимался знакомый HR, уже потом он получил комментарии, что все было хорошо, но было бы неплохо следить за своими социальными сетями.

Все происходило после университета, тогда мы меньше значения придавали всяким репутационным штукам на Facebook. Как и у всех нормальных людей, у него были фотографии с каких-то вечеринок, тусовок, но студенческих — там всякая полуобнаженка, блевотина, мат фашистов в комментариях. Однокурсник, к слову, был прилежным умницей, учился в Европе несколько лет и подходил им лучше всего».

Запретные темы

Есть темы, которые не стоит затрагивать в социальных сетях. Наши спикеры едины. Под баном находятся нецензурная лексика, свастики, фотографии с тусовок и полуголом виде. Можно получить отказ даже за наличие “пацанских” пабликов на VK в качестве подписок.

Вызывает подозрение и тщательно подобранный контент. Максим Тимофеев утверждает, что у многих параноидальных личностей идеально вычищенные странички: «Вы не найдете там фотографий, где они плохо получились, наркотиков и пьянства, зато скрупулёзно будет отобран “успешный” контент: «это я общаюсь с ведущим НТВ», «это я на пресс-конференции», «вот вам умная статья из Harvard Bussines Review».

girl_fb

Менеджерам по персоналу не хотелось бы нанимать такую сотрудницу. Источник изображения

 “Приличные соцсети“

Есть сегмент и профессиональных деловых социальных сетей. Яркие примеры – международная соцсеть LinkedIn и популярная в некоторых отраслях “Профессионалы.ру” или “МойКруг”.

Данные порталы в большей степени ориентированы на поиск работы. Максим Корниенко считает, что данные социальные сети больше подходят для поиска топов и менеджеров среднего звена. По поводу данного сегмента Интернета Александр Зимарин радикален, он цитирует фразу из сериала ”Доктор Хаус” о том, что «все врут». Специфика ведения аккаунтов в данных социальных сетях несколько отличается. Наверное, стоит фотографироваться в галстуке.

Если вас уже взяли

Раз вы вышли на работу, и вы хотите на ней продержаться, то не стоит подписываться на аккаунты конкурентов и сообщества по поиску работы. Возникнет ощущение, что вас что-то не устраивает на работе.

Формат ”дружбы“ в социальных сетях с начальством можно описать так: руководитель приглядывает.

Кто смотрит

Обычно аккаунты соискателей в социальных сетях просматривают HR-менеджеры или кадровые агентства, а также обязательно руководители отделов, куда ищут соискателя. Каких-то специальных программ нет. HR-щики просматривают профили социальных сетей вручную.

Специалисты по персоналу – тонкие психологи. Иногда аккаунты в социальных сетях помогают HR-менеджерам помочь соискателю. Доверительное отношение можно наладить с помощью социальных сетей.

И важно: не стоит абсолютное значение придавать социальным сетям. HR-менеджеры с гораздо большим вниманием будут изучать резюме соискателя, а уж более детальный вывод сделают на основании личного общения.

Соцсети как площадка для объявлений

Зачастую компании размещают у себя в аккаунтах информацию о вакансиях. Максим Корниенко считает, что речь идёт, в первую очередь, о вакансиях нижнего и среднего уровня (в качестве примеров он приводит менеджеров по продажам, мерчендайзеров, курьеров), а также о разовой работе, вроде участия в промо-акциях. Некоторые вакансии размещаются в специализированных сообществах – на ум сразу приходит в голову ”Вакансии для хороших людей”.

Можно и самому выложить объявление о поиске работы. В этом случае успешность зависит от охвата аудитории. То есть ваши друзья будут репостить и лайкать до тех пор, пока объявление не попадёт на глаза потенциальному работодателю.

Но, к примеру, Александр Зимарин считает, что социальные сети пока не являются удобным инструментом для рекрутинга. Существует ряд сервисов для поиска специалистов для конкретных задач – Behance для творческих работников, Gild — для программистов.

Проблема сетевого этикета

Неминуемо вопросы HR формируют другую глобальную проблему – отсутствие понятия об этикете общения в соцсетях. Максим Тимофеев считает, что следует отказаться от аккаунтов, изобилующих нарциссизмом. «Позиция зрелого человека — признавать поражения, слабости, несовершенства. В том числе и публично. И посты с таким содержанием человечнее, они выбиваются из поднадоевшей ленты «успешностей» и вызывают уважение». То есть “селфи” уже не уместны (если только вы не модель – прим. автора), а сообщения об успехах следует чередовать с отражением текущей жизненной рутины.

Советы

Можно описать совет эпиграфом из ”Капитанской дочки” А.С. Пушкина: «Береги честь смолоду, а платье снову». Нужно учитывать особенность интернета. Александр Зимарин утверждает: «Помните, что всё, что вы загрузили в интернет, даже если вы это давно удалили, при определенном навыке можно найти». Не стоит заходить в социальные сети пьяным. Ну, только если музыку послушать на VK.

Источник изображения на обложке 

Комментарии 2

Добавить комментарий

  1. Facebook и правда перерос в нечто большее, чем просто социальная сеть. Уже ссылки личные страницы чуть ли не на визитках печатают.

  2. Контент Рё манеру поведения РІ социальных сетях можно, нужно Рё должно разделять. Р? аудиторию фейсбука совсем РЅРµ обязательно допускать Вконтакт.