New_logo

Текст Евгений Кузнецов | 04.10.2013

Читатели Hungry Shark могли заметить, что теперь у нас публикуются тематические подборки подкастов от Podster. Мы уже общались с людьми из этого очень-очень молодого подкаст-терминала, который уже прочно обосновался в топе российского подкастинга.

Однако в скорости команда Podster, под новым руководством, собирается до неузнаваемости изменить свой подход, а также, ни много, ни мало, российский и мировой подкастинг. Чего ждать фанатам подкастинга, что происходит в мировом подкастинг-коммьюнити и каково место Podster во всем этом?

Об этом мы говорим с CEO Podster Александром Меньшиковым

Что такое нынешний подкастинг и почему вы в нем разочаровались?

Нужно отличать подкастинг как феномен и хобби от подкастинга в качестве бизнеса. Появился он в середине прошлого десятилетия в результате скрещивания блогов с RSS и iPod’а. Поначалу это было, в основном, гетто для гиков. Но это гетто ширилось, охватывая все больше и больше людей. И в 2013 году, который, как я уверен, будет назван переломным в истории подкастинга, число подкастов достигло четверти миллиона, а количество подписок на них в iTunes перевалило за миллиард. И нужно помнить, что отнюдь не весь мир пользуется Apple.

То есть, подкастинг — это уже не гетто?

Пока еще гетто. Очень интересное и очень большое гетто. Как мы в Podster видим эту ситуацию: Twitter, социальные сети и Facebook сильно потеснили печатную и даже электронную прессу. YouTube заставил пересмотреть взгляд на видео. Instagram вообще перевернул мир визуальной коммуникации. А вот подкастинг, до недавнего времени, радио особо не теснил. То есть, хотя многие медиа-гиганты экспериментировали с этим форматом, но сердцевина аудиоландшафта оставалась на уровне 80-ых годов.

Ты сказал «пока еще»?

Да, есть основания думать, что очень скоро все изменится.

Во-первых, со стороны подкастеров и авторов. За последние годы в подкастинг пришло много людей из мейнстрима. Они говорят о темах, представляющих собой реальный интерес для миллионов. Это не гики и не хикки. Это известные журналисты, бизнесмены, политики, общественные деятели, вплоть до комиков.

Во-вторых, слушатели. С 2004 года прогресс сильно шагнул вперед: речь идет уже не просто об автоматической подписке и загрузке аудио на переносные устройства. Речь идет об умном, индивидуализированном и постоянном вещании «по заявкам», без необходимости многократной синхронизации.

И я, кстати, как и многие, уверен: подкастинг окончательно выйдет из гетто только тогда, когда подкасты попадут людям в машины. День этот еще не настал. Но коль скоро компьютеризируются даже очки и часы, то и очередь авто должна будет скоро наступить.

А со стороны бизнеса?

О, это тот еще кейс. Давайте опять же разделять.

Одно дело, если вы запускаете свой личный подкаст и хотите с него кормиться как автор-одиночка. Это непросто, но возможно. Завоюйте аудиторию, и вы сможете обойтись даже без рекламы и платного контента. Все решит краудфандинг. Собирают такую аудиторию немногие, но в США это реально.

А вот построить работающую медиа-машину, настоящий бизнес, точку сборку для коммьюнити? Тут опять есть вилка.

Первый путь — чистый хостинг per se. Без фич и примочек. Некоторые пытались идти по нему. Но это не вариант. Его не хочется даже комментировать.

Второй путь: закрытая модель. Собрать пул авторов и аудиторию, чтобы вещать в рамках некой полузакрытой системы. Podster был таким сервисом. Та команда, которая работала над ним до недавнего времени, очень мощно продвинулась в этом направлении. Спасибо им! Они вышли в топ терминалов в рекордно короткий срок. Но практика — и здесь, и на Западе — показала, что потенциал такой модели сильно ограничен.

Есть и третья модель: создать абсолютно открытую платформу для аудиоблоггинга. Примером такого сервиса служит, например, Spreaker, который называют «Twitter для аудио». Мы считаем эту модель более интересной, но и в ней, на наш взгляд есть огрехи. Так, она создает недостаточно пространства для личного брендинга.

fmwDVl3csV8

И вы собираетесь найти промежуточный путь?

Именно.

Так что вы предполагаете сделать?

Если совсем кратко, то мы собираемся обогатить русский, английский и прочие языки новым термином. Поиск в Сети теперь практически официально называется «гуглить». Процесс фотографирования, обработки снимков и выкладывания их в Интернете, как можно догадаться, называется «инстаграмить». Ну а мы хотим дать новое имя новому аудиоблоггингу. Свое имя.

Как именно?

Уходим от подкаст-терминала в сторону сервиса. Для подкастера работа с ним будет легкой и простой: звуковая и визуальная кастомизация, предустановки и фильтры, расширенный функционал для нетворкинга, экспорт и импорт файлов, мобильные приложения. Что до слушателей, то, повторюсь, к их услугам будет непрерывное и персонализированное вещание: подписка, собственная лента, система рекомендаций.

Ну и пара внешних примочек для придания дополнительной ценности и вовлечения. Вишенки на торте.

Рынок этого реально ждет?

Запрос назрел, дозрел и отчасти перезрел. В воздухе носится ощущение того, что подкастинг — ну или как это явление будут называть в будущем? — наконец, должен выйти на полноценную орбиту. Аудио окончательно перешло в стримминг. Apple запустила свое iTunes радио. Все готовы. Нужно только солировать среди первых и прыгнуть выше головы.

Команда сильно обновилось? Тяжело вообще набирать людей в старт-ап с глобальными планами?

Нам, конечно, было трудновато перестраиваться на ходу, менять стратегию и модель, попутно ища новых людей. Но, с одной стороны, у нас остались классные специалисты от старого Podster. А новые люди, с самым разным бекграундом, довольно быстро влились в процесс. И уловили дух наших нововведений на лету. Мне это очень приятно. Я убежден: наш сервис состоялся. Ведь главное, это даже не моментальный рост прибыли. Главное, чтобы на своих местах были правильные люди. В этом случае прибыль никуда не денется.

А старые шоу на Podster останутся?

Совершенно точно. Мы продолжим искать, записывать и раскручивать хороших авторов. Это не только часть нашего корпоративного наследия, это одна из наших ключевых компетенций. Просто она перестает быть единственной. В общем, без подкастов по средам Hungry Shark точно не останется.

Твоя личная роль в этом процессе?

Я работал в интернет-сервисах разного масштаба: от стартапа KwikPik Taxi до VK. И у меня есть понимание того, что нужно людям в Интернете и как большинство из них видит общение в Сети. В Podster даже легче. Если с обычным профайлом в социальной сети пользователь может стремиться к изолированному, личному, непроницаемому пространству, то с аудиовещанием в Интернете все проще. Тут мы явно имеем дело с ЦА, которая хочет, может и будет транслировать себя вовне.

И когда нам ждать прорыва от вас?

Не хочу забегать вперед. Скажу лишь, что прогреметь мы планируем еще до Нового года.