Текст Илья Елисеев | 19.12.2013

Любой записавшийся в Российскую государственную библиотеку, иначе известную как «Ленинка», может провести один забавный эксперимент. Каждый читатель может оформить заявку на «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» Дидро иД’Аламбера, издававшуюся с 1751 по 1780 гг. и насчитывающую 35 томов.

Кроме обычного любопытства, которое может вызвать столь почтенное издание, по которому можно изучать философию, математику, историю, принципы кораблестроения, фехтование и многое другое, ещё одним приятным бонусом станет то, что заказанный том вам привезут на тележке. Да, размеры этих фолиантов приятно поражают воображение – сразу чувствуется не только исследовательская ценность материалов, но и как-то проникаешься духом эпохи, и вдруг начинаешь понимать, отчего люди раз и навсегда влюбляются в старинные книги.

Конечно, учитывая стоимость «Энциклопедии» её себе может позволить человек только с государственным масштабом доходов, но и многие вполне себе обычные граждане уже не мыслят себя без коллекционирования почтенного вида томов, раритетных изданий и всего сопутствующего стаффа. Соответственно, должны быть люди, которые продают антикварные книги населению – и мы задались целью рассказать об этом.

Продавая прошлое

Антикварный бизнес по своему возрасту может сравниться, пожалуй, с первыми цивилизациями, возникшими на лике нашей планеты. До нас дошли упоминания, что в Египте третьего тысячелетия до нашей эры уже продавались реликвии и вещи, дожившие до того момента от периода Двух царств. Древностями и реликвиями торговали в Ассирии, Вавилоне, Римской империи, затем по всему христианскому, исламскому, индийскому и китайскому миру вплоть до нынешнего времени.

Человечество все свое существование испытывало особый пиетет к своей истории и памятникам, которые о ней напоминают. Естественно, в Москве торговля стариной не затихало ни в одну историческую эпоху, и к XXI веку сложилось несколько видов торговли антиквариатом вообще, и букинистическим в частности.

Мнение

 Роман Кузьмин, генеральный директор торговой площадки Molotok:

Каково состояние рынка антикварной книги на сегодня?

Сегодня букинистика – такой же предмет инвестиций, как живопись и декоративно-прикладное искусство. Стоимость правильно подобранной коллекции книг, автографов и т.д. показывает стабильный рост, перекрывающий существующие банковские ставки. За последние 5 лет цены на некоторые сегменты выросли в 3 раза, и спрос продолжает расти. Создание домашней библиотеки – это сейчас очень модное явление среди бизнес- и политической элиты.

Ваши прогнозы – есть ли будущее у этого рынка? Что будет происходить с ним дальше? Бытует мнение, что книжный рынок вымирает – согласны ли вы этим?

Как было сказано выше у рынка антикварной книги прекрасные перспективы роста. В отличие от других сфер коллекционирования антиквариата (нумизматика, живопись, декоративно-прикладное искусство) рынок антикварной книги не затронул кризис 2008 года. Стабильный рост продолжался как до кризиса, так и после.

Обороты раздела антикварной книги на Molotok за 2012-2013 гг. выросли в среднем на 30-35% за год. Больше всего антикварные книги покупают жители московского региона, на их долю приходится 45% покупок. У нас были зафиксированы следующие самые дорогие онлайн продажи:

  • «Апостол». Типография братьев Мамоничей в Вильно конец 16 в. – 778 177 р.
  • Фотоальбом «Индустрия социализма», 1935 г. – 250 000 р.
  • Кутепов Н. И. «Великокняжеская и царская охота на Руси с X по XVI век. На фр.яз.» – 167 400 р.

Начнем, пожалуй, с наиболее известного всем места – а именно, с антикварного магазина. На самом деле, это заведение представляет услуги несколько шире, чем просто продажа вещей – обычно в штате присутствует оценщик, а также специалисты не только по консультации в выборе предметов, но также и в подборке каких-либо коллекций. Их обычно обобщенно называют «экспертами», поскольку за каждым таким сотрудником стоит как уникальный опыт работы, так и особое образование, таланты и склад ума.

Говоря о специфических услугах, в букинистических магазинах весьма часто предоставляется услуга, позволяющая создать свою собственную библиотеку. Специалист поможет с тематической, хронологической и иным подборкам книг, а также составит библиографию – на  выходе клиент получает уже готовую коллекцию, сформированную по его запросу.

Также вполне обычными являются заказ каких-либо изданий и специализированный поиск раритетов для постоянных покупателей. Впрочем, это не удивительно, ведь антикварный бизнес, в принципе, ориентирован на постоянных покупателей, а также на личный контакт с клиентом. Дело в том, что предметы старины «по случаю», в подарок на день рождения или же по каким-то иным поводам обычно не приобретают–  отпугивает  как цена, так и специфичность товара.

YouTube Трейлер

В случае с антикварными книгами, эти факторы утраиваются, ведь, если для кресла XVIII века ещё можно найти применение, то вот список Новгородской первой летописи старшего извода, изданный в букинистическом издании «Полного собрания русских летописей» 1950 года неискушенному человеку покажется бесполезным, хоть и дорогим подарком.

Для начала потому, что для чтения подобных документов требуется специальное образование. Что интересно, крупные и уважаемые антикварные лавки имеют в своем штате оценщика, который, обладая лицензией, проверяет подлинность товара и заверяет его, а также широкую сеть «агентов», которые ищут, выкупают или добывают иными (законными, конечно же) способами книги клиентам.

Мнение

Антиквар- букинист, член руководства Гильдии Антикваров-Книжников,  владелец магазина Biblionne.ru Екатерина Кухто:

«Бизнес антикварной книги это не только финансовый бизнес, который подразумевает разумное оперирование и капиталом и потоками наличности. Основной особый прием, который используется в нашем бизнесе – это не финансы, как может показаться вначале, а знание.

Действительно хороших букинистов и антикваров можно и нужно называть словом connoisseur или по-русски «знаток». Знание редкой книги – это и есть основной особый прием нашего бизнеса. Любые воспоминания букиниста на заслуженном отдыхе – это сборник историй, в которых он либо на открытом аукционе, либо во всем известном магазине находит редкое издание за деньги, которые однозначно говорят о том, что оно осталось неузнанным. И у  меня для пенсии уже в достатке припасены такие же рассказы».

Но, случайный клиент – тоже покупатель, и букинистические магазины имеют более-менее постоянную выставку из наиболее популярных томов, которые хорошо идут как подарочные издания, а также показывают богатство и успех данного предприятия. Опять же, необходимо отметить, что подобные магазины, прежде всего, ориентированы на респектабельную публику, и посему предлагают кроме товара ещё и весьма высокий уровень сервиса, который, впрочем, неизбежно отражается на цене. Но, как показывает практика, всему находится альтернатива.

Интернет и рукописи

В наш цифровой век можно утверждать, что всему в реальном мире есть соответствие в глобальной Сети. Антикварные лавки тут не исключение, и с начала нулевых на просторах России и стран СНГ существуют онлайн-букинистические магазины. Для антиквара старой закалки подобного рода деятельность представляется чуть ли не ересью, ведь традиционный бизнес строится на личном контакте продавца с клиентом, а клиента с непосредственным товаром, который тот физически не может ни пощупать, ни посмотреть в киберпространстве. Но, тем не менее, этот вид предпринимательской деятельности существует и достаточно долго.  В чем же соль?

Профиль

Интернет-магазин «Артефакт» 

Антикварный магазин «Артефакт» не только продаёт книги, но также формирует библиотеки определённой тематики по желанию клиента. Услугу по оценке книг мы не предоставляем, только покупаем и продаём. В добыче редких книг нам помогает многолетний опыт работы и, конечно же, удача.

Основной ассортимент магазина «Артефакт» составляют книги середины-конца 19-го века известных издательств Вольфа, Сытина, Маркса, Суворина и др. Однако в магазине широко представлены также книги советского периода издательства Академия и некоторые издания начала 19 века.

<…>

Есть два основных типа клиентов – люди, покупающие книгу как подарок, и коллекционеры, которые покупают книги для своей библиотеки. В первом случае мы зачастую сталкиваемся с людьми, которые держат в руках антикварную книгу в первый раз, коллекционеры же, как правило, хорошо знают старую книгу и являются настоящими ценителями антикварных изданий.

На самом деле кардинальных отличий у антиквара реального от его онлайн-двойника практически нет, также как и у способов ведения бизнеса. Главным и, пожалуй, решающим умением бизнесмена тут является способность находить интересные и редкие экземпляры, а также налаживать прочную связь с людьми, которые становятся постоянными клиентами, на которых, по сути, и держится все дело. Конечно, важна ещё и репутация заведения, которая, по сути, и является определяющим фактором, особенно в отечественной ситуации.

Мнение

Антиквар- букинист, член руководства Гильдии Антикваров-Книжников,  владелец магазина Biblionne.ru Екатерина Кухто:

«Законодательно оборот антиквариата внутри России никак не ограничивается и не лицензируется. Это скорее хорошо, чем плохо. Я – сторонник стабильного законодательства, гораздо хуже, когда оно постоянно изменяется и заставляет участников постоянно подстраиваться под него.

Есть свои небольшие казусы в законодательстве о перемещении антикварных книг через границу, есть свои трудности, которые приходится преодолевать.

Из исключительно положительных тенденций я могу отметить создание профессиональной организации российских антикварных книгопродавцов – Гильдии Антикваров-Книжников (www.antiquebooksnet.ru), целью которой является не только популяризация антикварной книги, но выработка общего мнения крупных участников рынка, по поводу существующих на рынке правил, в т.ч. устанавливаемых государством. Мы собрались работать сообща, чтобы решать те проблемы, с которыми встречаются антиквары, торгующие книгами».

На Западе антикварные лавки в Интернете уже никого не удивляют, и постепенно вытесняют своих реальных собратьев с рынка, особенно в букинистике. В самом деле, зачем куда-то идти, если можно приобрести подарок себе или близкому человеку не выходя из дома? Впрочем, В Европе существует достаточно жесткое и разработанное антикварное законодательство, которое позволяет клиенту быть уверенным в качестве и подлинности своего товара. У нас, как водится, лучше перестраховаться.

YouTube Трейлер

Везде и понемногу

В этом разделе мы расскажем об оставшихся частях букинистического бизнеса, которые, вроде бы, и не имеют прямого отношения к антикварному делу, но, тем не менее, являются его частью. Начнем с неискоренимых блошиных рынков и развалов, появляющихся вне зависимости от усилий властей, в любых точках города, и также бесследно исчезающих, как только приезжает наряд полиции.

Там можно приобрести все, что угодно, но никто не гарантирует подлинность покупки, её ценность и даже соответствие заявленным качествам.  В последнее время появилось достаточно приличное количество легальных  блошиных рынков, где все-таки производится сертификация качества, но прелесть таких мероприятий несколько теряется.

Все-таки, смысл покупок на рынке – в спорах, торговле и охоте за редкими вещами, обычно запретными или добытыми неизвестным путем. Кстати, через такие стихийные рынки торгуют и «черные копатели», что позволяет добраться до совершенно уникальных и редких экземпляров.

В категорию продавцов блошиных рынков попадают и те, кто продает книги на улицах города, подстелив под импровизированные торговые ряды газету или кусок картона. Продавцы обычно являются пожилыми, весьма интеллигентными людьми, с внешностью бродяг тяжелой судьбы, которые представляют в основном образцы из своих личных коллекций, или же добытые каким-либо тайным образом книги загадочного происхождения.

YouTube Трейлер

В основном, это издания советского периода, но иногда попадаются образцы и середины-конца XIX века. Как показывает практика, найти что-либо, что можно назвать в традиционном смысле букинистическим или антикварным изданием, на подобных «развалах» сложно, поскольку основной массив составляют массовые, серийные издания, периода начиная с 50-х и заканчивая 80-ми гг. XX века.

Впрочем, такие ряды могут быть интересны не только ностальгирующим любителям развитого социализма, но и тем, кому интересны малотиражные издания советского периода, которые, не обладая высокой стоимостью в кругах коллекционеров, имеют ценность в узкопрофессиональных кругах.

Примером может послужить монография И. Вольперта «Сновидения в обычном сне и гипнозе»1966 года издания, вышедшая ограниченным тиражом и до современности дожившая в количестве всего лишь нескольких десятков экземпляров. Учитывая тот факт, что в этой книге на практике объясняется методология советского клинического гипноза, то для специалистов психологии и психиатрии этот труд, можно сказать, не имеет цены, а для коллекционеров и антикваров он вряд ли ценнее тома БСЭ за тот же период.

Советы

Антиквар- букинист, член руководства Гильдии Антикваров-Книжников,  владелец магазина Biblionne.ru Екатерина Кухто:

«Случайному покупателю нужно проверить экземпляр на предмет страниц-ксероксов и следов выведенных штампов, но все это лишь в том случае, если для него это принципиально – совершенно не всем нужен экземпляр идеальной сохранности. Позвольте провести аналогию с предметами класса люкс, многие из покупателей носят подделку, прекрасно осведомлены об этом и это их нисколько не смущает. Также и в нашем деле, только место «подделки» занимают, в основном, дефектные экземпляры, которые, тем не менее, снаружи выглядят весьма солидно.

Начинающему собирателю я могу посоветовать не спешить и не поддаваться эмоциям, особенно часто это происходит на аукционах, с которых сейчас многие начинают и где на энтузиазме можно купить что-то не то или не по той цене. Могу посоветовать найти своего букиниста, которому он будет доверять и с которым всегда может проконсультироваться по комплектности и качеству того или иного экземпляра.

Мой опыт подсказывает, что даже собиратели с опытом иногда промахиваются в этих вопросах. Всего неделю назад мне посчастливилось показать очень редкое первое издание романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» одному уважаемому крупному коллекционеру, который до той поры его не видел».

Также особым видом букинистической деятельности являются отделы редкой книги в больших книжных магазинах. Известные и богатые мастодонты книжного бизнеса «Библио-глобус», «Москва», «Молодая Гвардия» и т.д. обычно держат на выставке пару десятков почтенных изданий, которые выставляются в отдельном, небольшом зале.

Как показывает практика, найти что-либо действительно редкое и ценное в таких местах невозможно, но удовлетворить потребность покупателя в необычном и экстравагантном подарке вполне реально. Тут сказывается специфика бизнеса совсем иного рода – тратить свое время и деньги на поиск раритетов, если вы занимаетесь сетевой торговлей, бессмысленно и расточительно. Впрочем, отдел старинных изданий создает положительное впечатление о выставке в целом и способен отыграть стоимость выставленных экземпляров даже без их продажи (клиент задержится на 5-10 минут, посмотрит и может быть купит что-то ещё).

Заключение

Закрывая тему, хочется как-то подвести итог сказанному. Букинистический антикварный бизнес процветает у нас в стране, и, даже сам того не подозревая, вызывает интерес не только у любителей старины, но и у далеких от истории граждан. Учитывая тот факт, что для начинания своего дела предпринимателю не придется получать какое-либо специальное образование, а деньги там крутятся немалые, резонно предположить, что такая возможность уже вызывает зуд в мозгах наших читателей. При наличии эрудиции и знания материала успех обеспечен, а нам остается пожелать только удачи и чуткого нюха на раритеты. В добрый путь!

YouTube Трейлер

Обложка — источник