surfing pic

Текст Миша Рудин | 16.10.2013

С 2001 по 2009 год компания «Яндекс» проводила чемпионат «Кубок Яндекса» по поиску в сети. Суть конкурса заключалась в том, чтобы найти в интернете правильный ответ на заданный вопрос не больше, чем за три минуты (примерно столько времени требуется обычному человеку на то, чтобы прочесть страницу книги) и выдать этот самый ответ и наиболее корректную ссылку-первоисточник.

«Кубку Яндекса» посвящена обдуманная работа «Исследование методов трансформации запросов в первом туре Кубка Яндекса», которую стоит прочитать, чтобы, во-первых, научиться пользоваться поисковыми системами самому, а, во-вторых, понять, как ими пользуются клиенты или потребители. Потому что в наше время хороший журналист — это не тот, кто много знает, а тот, кто быстро гуглит. Амзин писал, что ни одна новость не стоит того, чтобы работать над ней дольше часа. Так вот, даже час — это очень долго, это — целая вечность.

Я часто говорю о том, что журналисту нужна база, пиарщик должен разбираться в том, что продвигает, рекламный агент должен знать не только достоинства, но и недостатки товара — но год за годом мы приходим к тому, что объем знаний безболезненно заменяется умением правильно задать вопрос в поисковой строке. Но не стоит обольщаться. Поищите в поисковике, например, «изображение первого устройства для измерения сейсмической активности». Это есть даже в Википедии — но пруфлинк на Вики никогда не является значимым, потому что Википедию пишут дилетанты.

На поиск этой картинки и адекватного пруфа у меня ушло около пяти-шести минут, с учетом того, что параллельно я писал этот текст, а сам запрос я сформировал в голове из первых попавшихся слов. Для того, чтобы найти ответ, вам нужно сформулировать для поисковой машины несколько запросов, в идеале — на паре-тройке знакомых и не очень языков.

В старших классах на уроках английского при переводе текста нам запрещали пользоваться русско-английскими словарями — только толковыми. Мы должны были найти непонятное слово из предложенного текста, истолкованное более простыми и найти короткий русский синоним. Поисковики умны, но им тоже требуется более конкретные простые слова. Мало того, у каждого есть своя специфика.

Google использует логические алгорифмы (AND, OR, +, -. «»,*), операторы — ( cache:, filetype:, allintitle:), в песочнице Хабра есть небольшой понятный перечень . Яндекс использует что-то вроде вики-разметки ( [‘!текст’]) и сложносоставные формы вроде /(1+2) — минимальный набор тегов предоставлен техническим порталом радиолюбителей России. И это — только два из десятка поисковиков, в которых вы должны искать информацию. В интернете есть еще Rambler, Bing, Mail, Yahoo! Зачем в них искать, если они не самые популярные, спросите вы?

Разница механизмов выдачи ответов может существенно повлиять на скорость нахождения информации. Есть социальные сети — в Twiiter или VK найдется более достоверная информация по срочным новостям, вроде пожара в Колпино или флешмоба у стен Кремля, кроме того, с учетом интернатизации России, в соцсетях проще всего искать контакты комментаторов, экспертов и даже звезд. Кроме того, важно понимать, куда вы переходите. Во-первых, нужно избегать неприятных вирусных ссылок. Во-вторых, источник должен быть компетентен: ссылка на Википедию уже давно выдает профана с головой. Старайтесь сохранять в закладках, а лучше в голове, сайты, которые помогли вам с ответом на сложный вопрос — они наверняка пригодятся в будущем.

Еще двадцать лет назад журналисты обладали огромной базой знаний по профильному предмету, в этом был их хлеб. Сейчас у всех есть выход в Интернет. Но пользоваться им никто не учит. По последним данным ВЦИОМ, 22% россиян ощущают зависимость от Интернета, но мы с вами прекрасно понимаем, что под Интернетом они подразумевают френдленту «Вконтакте».

Понятие «интернет-серфинг» незаметно обросло мхом, на него налетели мухи, и хочется поскорее вынести его на помойку, пока не набежали тараканы. Но медийщику нужно уметь серфить — журналист, пиарщик, рекламный агент должен делать это, хотя бы для саморазвития. Потратьте час своего времени в поисках новых идей. Просто выйдите в Интернет, посидите перед пустой поисковой строкой, подумайте, что вам интересно именно сейчас. И вы, наверное, на долю секунды замнетесь и заметите, что вам не о чем спросить всеобъемлющий всезнающий Интернет.

Пусть вас это напугает, как иногда пугает меня. Медийщику должно быть интересно. Неважно даже, что. Просто интересно. Изучать. Потреблять. Трансформировать. Транслировать. Только то, что интересно автору, будет интересно читателю. Если ваша поисковая строка пуста, найдите себе другую работу.

P.S. Если кто-то устал гуглить, ответ на поставленный мой вопрос лучше всего раскрыт здесь — или в ролике

YouTube Трейлер

Изображение обложки — оригинал