20140402_170915

Текст Юлия Лекомцева | 08.05.2014

Жизнь каждое мгновение подкидывает нам отличные шансы для самореализации, а уж  воспользоваться ими или нет – это мы решаем сами. И от этого, в конечном итоге, зависит, куда вырулит наша “тропа судьбы”. Для Никиты Реплянского такой шанс стал не только отличной возможностью реализовать себя в перспективной сфере, но и качественно новым этапом жизни талантливого художника.

Около трёх месяцев назад три инновационные компании – лаборатория биотехнологических исследований “3D Bioprinting Solutions”, Autodesk и онлайн-сервис 3D-печати Can-Touch.ru – объявили о старте конкурса трёхмерного моделирования “Стань 3D-дизайнером будущего”. Перед участниками была поставлена амбициозная задача  – создать 3D-макет человеческой почки, причем среди обязательных требований было максимальная анатомическая  приближенность к органу – почке взрослого человека (иными словами, точность воспроизведения пропорций); адаптированность 3D-модели для полноцветной 3D–печати гипсом.

Справка

3D-биопечать органов и тканей – перспективное, развивающееся направление регенеративной медицины, отмеченное в числе приоритетных направлений исследований Российской академии медицинских наук.

Согласно обзору  “Технологические тренды-2013”, проведённому независимой издательской компанией  MIT Technology  Review, биопринтинг – это будущее регенеративной медицины. «От печати стволовых клеток и тканей ученые переходят к печати органов. Совмещая между собой клетки и биологические материалы, они получают органы для трансплантации и даже целые живые организмы», — говорится в исследовании. Технология получила статус — Game changer (от авт. «фактор, изменяющий правила игры»).

Революционная технология воссоздания органов занимает топ рейтингов таких аналитических агентств, как Morgan Stanley, Gartner и Российское аналитическое агентство РБК “Дух времени”. Они присвоили 1-е место 3D-печати и биопринтеру в рейтинге инноваций, которые влекут за собой большие изменения.

Среди 20 профессий очень востребованной в ближайшие два десятилетия, по мнению Исследовательского агентства Sparks&Honey, станет профессия  “Мастер-печатник” (Printing handyman). Специалист по 3D-печати, нечто вроде “мастер по вызову”, способный помочь вам в создании различных вещей. Схожие результаты  следуют из свежего исследования Российской венчурной компании, Российской ассоциации электронных коммуникаций и компании Pruffi “Профессии и профессионалы будущего”, а также из исследования рынка труда “Атлас новых профессий”, выполненного правительственным Агентством стратегических инициатив (АСИ). В зоне здравоохранения появятся, например, такие профессии, как: медицинский робототехник, генетический консультант, биоинформатик, дизайнер имплантатов, информатик-фармаколог, администратор медицинского IT, архитектор виртуальной реальности, инженер 3D-печати, дизайнер микроорганизмов, аналитик больших данных, дата-технолог, инженер облачных вычислений и так далее.

Учитывалось также качество прорисовки и уровень владения программным обеспечением  Autodesk. В этом сложном творческом состязании изъявили желание участвовать как старшеклассники, так и профессиональные дизайнеры, художники, архитекторы, медики и инженеры. Обширной оказалась и география конкурса – от Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Екатеринбурга до представителей сопредельных государств – Белоруссии (г. Брест), Казахстана (г. Уральск), Украины. Итоги творческого соревнования для создателей технологий будущего были подведены в апреле.

Достойных работ было немало, но абсолютное внимание со стороны жюри, куда  вошли представители всех трех компаний, вызвала работа 24-летнего Никиты Реплянского из города Ульяновска. Никита – профессиональный художник 2D и 3D, задействованный в индустрии видеоигр.

Компьютерным дизайном Никита увлекся, будучи старшеклассником. Его  завораживал процесс создания компьютерных игр: то, как самые невозможные идеи оживали и обретали форму. На тот момент он уже не первый год учился в художественной школе, поэтому сделал для себя уверенный выбор в сторону компьютерной графики и визуального дизайна.

Уверенно овладев навыками 3D-моделирования и текстурирования, Никита Реплянский нашёл им применение в любимых компьютерных играх. Сначала в молодого дизайнера поверили в компании, занимающейся разработкой массовой многопользовательской онлайн игры Royal Quest, где он разрабатывал вооружение для различных персонажей. Затем молодой дизайнер попал в команду зарубежной аутсорс-студии и принимал участие в проектах мирового уровня, таких, например, как Borderlands-2. Позже стал сотрудничать с питерской компанией “Новые медиа” –  известным производителем видеоигр “По Вселенной Смешариков”, со временем заняв должность старшего художника по текстурам.

Поэтому участие в конкурсе для молодого перспективного дизайнера стало закономерным итогом работы в выбранном направлении, о чем он и рассказал нам.

Никита с представителем компании 3D Bioprinting Юлией Смирновой

 

Чем тебя заинтересовало участие в этом конкурсе? Насколько значима для тебя эта победа?

О конкурсе узнал от знакомого, он прислал мне ссылку на новость о Geek Picniс на Хабре (Geek Picnic – крупнейший фестиваль современных технологий, науки и творчества, проводимый при содействии Can-Touch.ru  прим.авт.). Я решил участвовать в конкурсе, потому что увидел возможность применить навыки, которые получал в последние годы в создании моделей для компьютерных игр, в проекте, который будет по-настоящему влиять и менять жизни реальных людей.

Два года назад мне поставили диагноз «лимфома», который дошел до 4-й степени за считанные недели. За эти годы я прошёл 6 курсов высокодозной химиотерапии и пересадку костного мозга. Год в стерильной палате, общение с врачами, с пациентами, больницы, ежедневная борьба – всё это заставило меня взглянуть на жизнь по-новому. Видя, как борются за каждого пациента врачи, я захотел тоже быть полезным и направить свои навыки в другое русло. И конкурс предоставил мне такую возможность.

Я считаю, что то, чем занимается Лаборатория биотехнологических исследований “3D Bioprinting Solutions” – это благое и нужное дело. За ним – будущее. И я рад, что смог быть сопричастным к этому. Можно сказать, что это мой посильный вклад в развитие науки.

Есть принципиальная разница в создании 3D-модели для компьютерной “игрушки” и 3D-макета человеческой почки?

Если мы говорим о проектировании какой-либо задачи, то, как правило, в случае с органами будет больше четких правил и меньше творчества. Приходится изучать анатомические задачи, особенно если нужно сделать вырез. В случае создания модели под обычную 3D-печать, как было заявлено в условиях конкурса, разница была совсем не существенная. Когда же дело дойдет до биопечати, процесс создания будет сильно отличаться.

Основные отличия  – в подготовке модели. Здесь приходится вникать, как получить максимально хороший результат при печати, исходя из возможностей принтера и материала. К примеру, я мог сделать очень фотореалистичную почку и проработать все,  вплоть до поверхностей тканей. Но задача была – создать наглядную модель почки, то есть, фактически учебную модель, и ко всему прочему, нужно было понимать, что печать будет из гипса. Потому я сделал выбор в сторону схематичного, но очевидного изображения частей органа, для того, чтобы человек мог максимально быстро понять анатомию органа и запомнить ее.

Чтобы детали не превратились в одно непонятное “нечто” во время печати, пришлось избегать мелкой прорисовки как 3D-модели, так и текстуры, меньше использовать градиентов. Там, где была возможность, я экономил время и силы, уделяя больше внимания анатомии, поэтому цифровая 3D-версия неидеальна, но, как оказалось, для печати была даже с запасом качества.

Ты говорил, что участие в конкурсе заставило тебя иначе взглянуть на свою работу?

Скажем так, изменились приоритеты. Однако неизменным остался принцип – если говорить о работе художника вообще. Считаю, когда работаешь над чем-то – будь то простая картина,  3D-модель для компьютерной игры или макет человеческого органа, — ты в любом случае должен в свое творение вкладывать часть своей души. Иначе ничего не получится, и результат будет не тот. Твое творение не будет жить. Если говорить о перспективах, то мне крайне интересно использование графики в смежных с наукой областях, а также попробовать себя в области промышленного дизайна.

По словам исполнительного директора Лаборатории биотехнологических исследований Юсефа Хесуани, большое внимание, проявленное к конкурсу – не случайно. «В быстро меняющемся мире, где с огромной скоростью появляются новые отрасли, профессии, знания и навыки, очень важно уметь заглянуть в будущее, уверен он. Мы очень рады проявленному интересу к зарождающейся области биоинженерного моделирования и биопечати органов и от всей души хотим поблагодарить всех участников, а также поздравить Никиту с победой в конкурсе».

Менеджер по образовательным программам компании Autodesk Антон Федосеев уверен, что подобные проекты интересны с точки зрения открытия новых,  перспективных технологий для инновационных компаний: «Мы верим, что один человек, наделенный талантом и желанием создавать что-то новое, может совершить прорыв в науке или творчестве, обладая необходимыми для этого технологиями. Сегодня технологии, применявшиеся только профессионалами, становятся доступными все более широкому кругу людей. И мы рады, что можем внести свой вклад в развитие науки, предоставляя талантливым дизайнерам и инженерам инструменты трехмерного проектирования, которые помогают им решать самые разные задачи – от создания чертежей жилых домов до проектирования человеческой почки».

3D-макет почки Никиты Реплянского успешно напечатала в гипсе компания Can-Touch, оказывающая услуги 3D-печати. Компания фактически стала участником проекта по разработке технологии биопринтинга почки – она изготавливает расходные материалы для исследований компании “3D Bioprinting Solutions”. В частности, компания печатает молды – пластиковые приспособления для создания клеточных сфероидов, которые выполняют функцию “чернил” для печати тканей и органов.

Другое направление работы – изготовление протезов конечностей на основе 3D-печати. Сегодня специалистами компании разработана технология производства индивидуальных механических протезов – уже сделаны три действующих механических руки – две для детей и одна для взрослого человека. Сейчас идет работа над созданием миоэлектрического протеза, питающегося от внешнего источника и управляемого электрическими импульсами мышц. Этот проект реализуется совместно с НИИ протезирования им. Г. А. Альбрехта в г. Санкт-Петербург.

Награждение

Награждение

 

Генеральный директор онлайн-сервиса 3D-печати Can-Touch.ru Владимир Румянцев отметил высокий уровень профессионализма Никиты:  «Из всех, присланных на конкурс работ, 3D-модель Никиты была единственной, в которой не было ни одной ошибки. Это говорит о том, что человек тщательно изучил весь обучающий материал на нашем сайте, который мы рекомендовали к ознакомлению. Такой уровень мотивации и самостоятельности нельзя не отметить, и он дал свои плоды. Никита – наш победитель! От всей души поздравляем его с этой победой и желаем дальнейшего профессионального, творческого роста. Отдельно хотим пожелать здоровья и новой большой победы в его личной борьбе!»

И как закономерный итог: Никита Реплянский уже начал сотрудничество с компанией Can-Touch по созданию миопротеза. “3D Bioprinting Solutions” также намерена привлекать Никиту к своим проектам.