0_bf8d0_8e708d5d_XXL

Текст Миша Рудин | 31.10.2013

После публикации предыдущего текста многие стали приставать ко мне с просьбой определить термин «якорь». Спрашивали — отвечаем. Это понятие пришло к оптимизаторам сайтов и, в дальнейшем, к smm-специалистам из ненавистного мне НЛП. «Якорь» — это базовый термин нейролингвистического программирования, «стимул, который вызывает и удерживает на какое-то время определённое субъективное состояние человека».

В Рунете это понятие транформировалось в «залепуху», что-то, цепляющее, тормозящее взгляд пользователя. Увы, функционал «якоря», который, по упомянутому выше определению, был огромен, в Интернете свелся к бесконечному повторению ключевых фраз или тематических изображений. В той или иной степени, «якоря» используют все: дело в том, что под этим можно подразумевать и слово «КОРРУПЦИЯ» и картинку с котиками. Это устоявшиеся, безотказные «цеплялки», заставляющие пользователя, хотя бы, дочитать до конца вводку текста или покликать фотогалерею.

Это дает трафик. Но — сюрприз-сюрприз — не дает прирост аудитории и якорь — «халява», предусматривающий розыгрыши билетов на концерты или приглашений в кино. Эти «якоря» могут сработать на прирост только если вы администрируете сайт Навального, портал для любимцев домашних животных или сайт-лотерею. Дело в том, что бессердечная аудитория, прикормленная таким контентом, будет требовать его же впоследствии или сбежит с сайта.

В голове хорошего медийщика понятие во многом ассоциируется с фирменным стилем его проекта. Эта самая «залепуха», приковывающая внимание, должна быть уникальной, и только тогда это принесет увеличение не только просмотров, но и аудитории. Посмотрите на себя и свое дело со стороны. Это не вопрос, чем вы лучше конкурентов. Это вопрос, что вы можете сказать или показать такого, что станет вашим знаком отличия.

Существует большая опасность попасть в ловушку «якорного» проекта: если кофейня предоставляет скидку 40% на кофе с собой — это «якорь» лотереи, а не кофейни. Аудитория будет брать кофе с собой и, возможно, возвращаться за ним, но количество посетителей кофейни не изменится, то есть ход сработал. Если заведение не может выдумать для себя фирменную фишку, козырь, скорее всего, лучше просто его закрыть и продавать из окошка.

Распространенные в СМИ «якоря» — это ключевые слова, типа «топ-20 самых сексуальных» или «убийство», «дефолт», «Навальный». Опять же, это универсалы, которые годятся для новостников, потому что отражают их специфику. The Village использует для этого теги «Квартира недели» или «Утро в городе». Time Out — «сегодня/завтра в клубе/театре/ресторане». Эти стоп-слова для читателей и подписчиков исходят из концепции изданий.

В то же время instagram-порталы, на котором вы читаете этот текст, пестрит картинками с акулами, обыгрывая название, но не контент. «Якорь» — часть имиджа, но его существенное отличие от фирменных фишек, что его функция — не столько выделить проект среди конкурентов, сколько остановить взгляд прохожего/пролистывающего. Поэтому задача «зацепить потребителя» ложится не на разработчиков стиля, а на авторов контента и специалистов по взаимодействию с аудиторией.

Поставьте в своем заведении клетку с канарейкой и публикуйте фотографии блюд, которые эта канарейка лениво поклевывает на глазах у посетителей. Простейшая «цеплялка». Привлекает внимание. Относится к кафе напрямую. Не связана с фирменным стилем. Кроме того, это мило, интересно и понравится людям, а то, что нравится людям, все-таки делает мир немного лучше.