295690_469566016432017_1176673520_n

Текст Антон Запускалов | 09.12.2013

Стало известно, что выпуск российской версии журнала Rolling Stone приостанавливается на неопределённый срок. Причина тому – не идеологические споры или внутриредакционные конфликты: как и у многих печатных проектов в последнее время.  У Rolling Stone просто закончились деньги.

HungryShark вспоминает, какими достижениями и скандалами запомнился читателям журнал, выходивший с 2004 года.

Расширение круга тем

До появления Rolling Stone было немыслимым представить в русской прессе мирно соседствующие  материалы о Гарри Каспарове, группе “Бутырка” , Primal Scream и Александре Кайдановском. Журнал в целом расширил представление о том, кто может стать героем публикации; показал, что нет низких и высоких жанров – есть интересные или скучные люди. Впрочем, даже те, кто на первый взгляд кажутся скучными, становятся гораздо интереснее после полбутылки водки.

Интервью с Басковым

В октябре 2006 года популярный среди российских женщин в возрасте 45+ певец Николай Басков стал героем постоянной рубрики Rolling Stone “Общество потребления”. Суть её, напомним, в том, что журналист и его герой в ходе интервью выпивают крепкий алкоголь – сначала  по рюмке, потом ещё по одной, а вот после четвёртого-пятого захода беседа, как правило, становится гораздо живее. Лишь в редких случаях герои рубрики не начинали нести клиническую чушь. Басков стал эталонными примером шокирующей откровенности. Вот только некоторые выдержки из интервью:

Кто такая Вишневская? Кто сказал, что она великая оперная певица? Ребята, Вишневская в оперном мире — ноль! Это певица, которая, благодаря гениальному мужу Ростроповичу, сделала карьеру.

Что я могу им посоветовать? Если вам нравится Басков — ну, дрочите! А что здесь такого?

Я же не могу е*ать бабу в прямом эфире. Моя жена — дочь, прости Господи, российского миллиардера. На хера ей сраный пидарас? Эта девушка могла  выйти замуж за любого. Давайте выпьем за настоящих мужиков! За отцов, за мужей!

Я ее готов вые*ать везде, где она готова мне дать. Она меня целует, обнимает, ласкает. С моей женой — такой оргазм всегда… Я целую ей грудь, потом уверенно вхожу в нее. Ты можешь себе представить? Я так долго кончаю.

После выхода интервью и перепечатки его всеми таблоидами страны Басков долго извинялся, говоря, что обычно совсем не пьёт, поэтому во время пьянки с RS его быстро унесло.

Колонки

Rolling Stone привлек в качестве постоянных колумнистов лучших представителей андеграунда середины нулевых – от Шнурова и Баяна Ширянова до профессора кислых щей и Московского университета Александра Дугина. Писали знаменитые граждане, о чём попало – Ширянов  посещал самые «больные» столичные мероприятия, Дугин искал тайный смысл в попсовых песнях, а Шнуров занимался собственным бытоописанием.

YouTube Трейлер

 Экспериментальные рубрики

Герои публикаций могут раскрываться с новой стороны не только после бутылки водки. Приём, который Rolling Stone активно использовал – помещение звезды в нетипичные для неё обстоятельства. На этом строилась, например, рубрика “Чего ты стоишь на самом деле”, где стилисту Сергею Звереву в телефонном разговоре предлагали подстричь собаку, а группе “Блестящие” – выступить на гусарской попойке.

Над российскими поп-звёздами как только не издевались – например, давали им слушать классические альбомы русского рока и фиксировали впечатления на бумагу. Регулярно в RS интересовались и музыкально-киношными вкусами простого народа и спрашивали у дворников и сторожей об их любимой музыке.

Интервью Левковича

В апреле 2013 года журналист Евгений Левкович, часто интервьюировавший звёзд для журнала, опубликовал в блоге расшифровку беседы с Константином Эрнстом, в которой руководитель “Первого канала” называет заказчика убийства Владислава Листьева.

Интервью, взятое пять лет назад, долго ждало своего часа – часть про Листьева, разумеется, была off the record, но Левкович решил, что гражданский долг журналиста стоит выше правил согласования. Скандал случился большой, стал темой многочисленных дискуссий о том, должен ли журналист сообщать всё, что знает. Левковича же назвал «руконеподаваемым» другой талантливый интервьюер – Владимир Познер.

YouTube Трейлер

День рождения дочери Минпромторга

В марте 2013 года Rolling Stone был в центре ещё одного скандала. Издание опубликовало информацию о том, какие суммы потратил министр Денис Мантуров на проведение дня рождения своей дочери. Выступления эстрадных звёзд и прочие атрибуты праздника обошлись в 320 тысяч евро.

В министерстве поспешили опровергуть информацию. Выяснилось, что девушку, фотографии которой были в публикации, перепутали с её подругой. Материал с сайта журнала удалили, а по его гиперссылке стал доступен текст Евгения Левковича, вот его фрагмент:

…я бы все-таки очень хотел, чтобы кроме этого, и даже в первую очередь, обсуждалось не то, потрачено полмиллиона или «всего» триста тысяч, два это мероприятия или одно, а то, почему министр промышленности страны, в которой промышленность в полной заднице, позволяет себе такие публичные гулянки.

Мне бы хотелось, чтобы обсуждалось, каким образом его дочь умудрилась поступить в МГУ, когда она слово «здесь» начинает с буквы «с». Мне бы хотелось, чтобы обсуждалось, почему преподаватели, которые получают 14 тысяч рублей (в Москве этого хватает только на квартплату, проезд и крайне скромную жратву) вынуждены на все это смотреть — и на дочку, и на гулянки министра.

Музыкальные рецензии

В Rolling Stone был, пожалуй, самый большой раздел музыкальных рецензий. Над их написанием трудилась целая группа авторов – значительная часть из них перешла в RS после закрытия одного из, если не лучшего, музыкального журнала России – PLAY, случившегося в начале 2007 года.

Внутри блока с рецензиями были свои постоянные рубрики вроде “Зала славы” (про лучшие альбомы всех времён) или “Пограничной зоны” (про нойз и индастриал), таким образом, культурный пласт, затрагиваемый в каждом номере, становился максимально широким.

YouTube Трейлер

Так происходило в последнее десятилетие на рынке российской печатной прессы, что интересные проекты – вроде упомянутого ранее Play или “Русского Newsweek” – оказывались убыточными. Гарантированно успешными в нашей стране, увы, могут быть только журналы о сокровенных тайнах звёзд.

Может ли в 2013 году, при наличииPitchfork и сотен других порталов и сервисов,  оставаться прибыльным бумажное издание о культуре и музыке – конечно, большой вопрос. В целом, произошедшее с Rolling Stone, наверное, было неизбежным.

Обложка – оригинал