redotbit

Текст Андрей Гершфельд | 28.05.2014

Российский рынок IT-стартапов бурно развивается, причем успешно справляется с нестабильной экономической ситуацией. Вполне вероятно, что в ближайшее время внешние факторы повлияют на инвестиционный фон в экономике, но все равно на данный момент статистика впечатляет: ежегодно в России появляется более 2 тысяч активных IT-проектов в Infrastructure Software, Cloud Computing, SaaS, Internet & Mobile и других областях. При этом если еще совсем недавно бизнес был наводнен стартапами на самой ранней стадии развития (по сути – на уровне идеи), то сегодня молодые амбициозные предприниматели выводят свои компании на рынок уже на стадии роста, в так называемом Раунде А.

Причисление к данному сегменту означает, что у проекта есть минимальный продукт или первые клиенты, но опыта и ресурсов для дальнейшего развития, в том числе построения оптимальной системы продаж и выхода на международный уровень, может не хватать.

Определитесь, чего вы хотите

Российские стартапы все чаще привлекают инвесторов: отечественные и международные венчурные фонды готовы вкладывать в развитие местных IT-проектов. Причем не только финансы, ведь проблема молодых CEO состоит в том, что зачастую они сами не знают, чего хотят. Вот что говорит об этом Александр Ширманов, стартап-ментор и директор департаментов R&D и техподдержки международной компании VeeamSoftware.

«Одним стартаперам достаточно, чтобы компания просто стала окупаемой (их мотивация – иметь свободу и не работать “на дядю”), кому то нужно заработать минимальную сумму (в терминах выручки или стоимости компании), кому-то – стать лидером конкретного рынка. Общей минимальной критической отметкой, конечно, является достижение операционной окупаемости, когда годовая выручка начинает превышать затраты за аналогичный период, но персональную цель каждый основатель устанавливает для себя сам».

В целом российский IT-рынок двигается в одном русле с общемировыми тенденциями. Популярными направлениями для стартаперов на сегодняшний день являются сервисы SaaS, онлайн-сервисы и платформы. Среди развивающихся областей также заметны маркетплейсы и мобильные сервисы. Если говорить о тематике, то многие стартапы концентрируются на eCommerce Infrastructure и Marketing Tools – довольно больших нишах с порогом входа, кажущимся молодым предпринимателям достаточно низким. Помимо этого, популярностью пользуются ERP решения, автомобильная тема, онлайн-образование и “трэвел”. Впрочем, на данный момент в России не существует единой системы развития стартапов, и поэтому у каждого ”выстрелившего” проекта своя история, которая зачастую основана не только на знаниях, навыках и опыте, но во многом и на удаче, и интуитивно принятых решениях, “попавших” в тренд. В среднем успеха (в виде стабильно генерирующейся выручки и прироста клиентской и пользовательской базы) достигают 5-10% запускаемых проектов.

Ищите новое видение

Российскому рынку IT-проектов, как никогда, необходимо создание площадок, которые могли бы стать своего рода трамплином для стартапов. Для достижения этой цели не подойдут акселераторы и инкубаторы, где предпринимателей пичкают исключительно теорией. Нужны бизнес-инструменты и решения с привлечением экспертов международного уровня и опытных менторов, которые в режиме реального времени не только дадут необходимые знания, но и помогут применить их. Необходимы изменения в методах реализации тех или иных бизнес-процессов, новое видение, открытость.

Зачастую для выхода на новый уровень от стартапера действительно требуется поменять сознание, что отнюдь не означает неправильности или отсталости прежних подходов. Просто есть вещи, о которых предприниматель не думает, будучи новичком и имея минимальное представления о работе некоторых идей на международном уровне. Например, молодой CEO предполагает, что потребуется много месяцев работать над продуктом, чтобы в самом конце представить его клиенту или потребителю, в то время как куда рациональнее разбить этап подготовки продукта на микроэтапы и постоянно встречаться или выходить на связь с заказчиком. Таким образом, у предпринимателя появляется возможность скорректировать работу и в итоге получить решение, максимально отвечающее требованиям бизнеса.

keep-calm-we-are-going-to-silicon-valley-and-for-free

Используйте лучшие инструменты

Крупные российские и зарубежные венчурные фонды видят в российском рынке IT-стартапов большие перспективы и уже сейчас работают над созданием органично функционирующей экосистемы для молодых предпринимателей. Примером может служить стартовавший в этом году проект CEO Camp, созданный российским фондом ABRT Venture Fund и европейским фондом Mangrove при поддержке международной компании Veeam Software и программы Eureca фонда USRF. Подобная площадка и является тем трамплином, который необходим стартапу, чтобы выйти на международный уровень буквально в процессе прохождения основных этапов интенсивной работы над бизнес-проектами. Цель у этой работы вполне четкая: значительно увеличить продажи, найти заказчиков и партнеров на международном рынке. Большинство советов менторов программы касаются развития бизнеса, маркетинга продуктов и решений, организации работы в проекте и формирования команды. Кроме того, важно добиться от стартаперов очень четких формулировок ценностных предложений для своих клиентов и пользователей. Игры окончены, пришло время серьезных решений и реальных побед.

«Как говорил Стив Джобс: “Делайте продукты, которые хотите использовать сами”. Многие стартапы начинаются с идеи решить какую-то жизненную проблему, с которой основатели столкнулись на своем опыте, – рассказывает Ширманов о своем опыте менторства на CEO Camp. –Вторая популярная причина – попытка найти рыночное применение технологии, которая оказалась в руках основателей по историческим причинам. Впрочем, в любом случае, рано или поздно каждый сталкивается с проблемой нехватки знаний и опыта в области управления компанией, а также навыков в области построения продаж. Наша задача как менторов – не только дать им эти знания, но и проконтролировать, как они будут применены на практике в режиме реального времени».

Важно, чтобы при таком подходе с каждым стартапом менторы работали индивидуально и могли скорректировать направление работы, содействуя принятию максимально эффективных решений в кратчайшие сроки. А практические воркшопы, лекции и встречи в формате Board Meeting закрепят приобретенные навыки и дадут шанс обменяться полученным опытом. Залог успеха, особенно в IT-сфере – это в первую очередь люди, которые делают и развивают бизнес. Ключевыми факторами успеха здесь являются целеустремленность основателей, готовность слушать своих клиентов и целевую аудиторию, менять продукты и сервисы в соответствии с требованиями рынка, а также умение организовать командную работу и мотивировать сотрудников на достижение результатов. Именно этому и учит CEO Camp.

В целом, российский рынок IT отстает от мирового примерно на 3-5 лет. Однако есть отдельные направления, в которых российские компании занимают ведущие позиции и отчасти активно участвуют в формировании мировых трендов. Практика CEO Camp подтверждает, что некоторые проекты способны не просто стать значимыми региональными бизнесами, но и превратиться в глобальную историю на уровне Facebook или Google и привлечь международных инвесторов. Судить о том, появится ли в России конкурент подобным гигантам в ближайшие годы, пока рано, но в одном можно быть уверенным: первый шаг в создании экосистемы для успешного развития российского стартап-рынка сделан.

Автор — инвестиционный директор ABRT VentureFund