3

Текст Илья Беляков | 07.11.2013

В музыке любого народа, будь то барабанная дробь французских уличных песен или матерные частушки нью-йоркских рэперов Public Enemy всегда присутствовал ген протеста. Как пел вечный анархист Летов: «Я всегда буду против!». Против системы! Против нарушений прав и свободы личности!

Нас волнует, сохранился ли бунт в геноме современной музыкальной культуры или он мутировал в коммерческий потенциал и на него повесили ценник, как и на все современное искусство? Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы должны обратиться к истории. Но для начала вам нужно выйти на улицу и взглянуть на землю, по которой вы ходите каждый день. Видите кровь, пролившуюся за вашу свободу? Чувствуете в воздухе запах дыма и разложения? А теперь еще раз прислушайтесь. Это грохочет Музыка Бунта.

Первые ноты революционных песен зазвучали во время буржуазных революций в передовых европейских странах в конце XVIII – начале XIX веков. Можно копнуть еще глубже, вспомнив гуситские гимны, немецкий протестантский хорал и русские разбойничьи песни. Но эти колоритные национальные произведения сейчас могут вызвать интерес только у коллекционеров фольклора.

Первой настоящим гимном революции стала «Боевая песня Рейнской армии», которую сочинил в 1792 году офицер армии Руже де Лиль. Марсельский добровольческий батальон вошел в пылающий Париж именно с этой песней на устах – так гимн получил свое название «Марсельеза», а весь мир услышал музыку, под которую можно было умереть на баррикадах.

Вот как отзывался в 1919 году о «Марсельезе» русский писатель—эмигрант Михаил Осоргин:

«Любопытно не то, что Марсельезу, песнь крови, оркестры почтительнейше играют на дипломатических и придворных балах. Гораздо интереснее, что автор её, Руже-де-Лиль, вдохновился ею и впервые пропел в доме своего друга Дитриха, а через несколько месяцев Дитрих вновь слышал эту песнь уже в исполнении толпы, когда он шёл на эшафот».

YouTube Трейлер

Следующий этап в развитие бунтарских песен связан с пролетарским революционным движением конца XIX века. Таковы французская песня «Интернационал» (1887), русская «Смело, товарищи, в ногу» (1897) и польская «Варшавянка» (1883. Тексты произведений отличаются политической прямотой, а ритмы – чеканные, созданные для того, чтобы под них маршировать и стрелять. Меньше лирики, больше дела! – таков призыв этой музыки.

Нужно учитывать, что большинство рабочих революционеров были неграмотны, поэтому такие песни служили важной частью идеологии социализма и оружием классовой борьбы. Любопытно, что в песне группы «Гражданская оборона» «Второй эшелон» используются первые три строки «Варшавянки», но не будем забегать вперед.

YouTube Трейлер

Классические композиторы тоже принимали активное участие в развитии музыки бунта. Французская музыка периода революции 1789 года пропитана духом борьбы за свободу: Госсек, Лесуэр, Гретри, Керубини своими произведениями поддерживали народ на борьбу за свои права. В XX в. был создан ряд симфонических и оперных партитур, в которых обрели новую жизнь мотивы классической революционной песни. Среди них наиболее примечательны 6-я симфония Мясковского, «Немецкая симфония» Эйслера, 11-я симфония («1905 год») Шостаковича.

YouTube Трейлер

Двадцатый век кроме бесконечных войн и бунтов дал миру много революционных песен: у итальянцев была «Белла Чао», у португальской революции гвоздик – «Grândola, Vila Morena», у чилийцев — «Venceremos», у испанцев — «A Las Barricadas», а у китайцев — «Nanniwan», под звуки которой в 1943 году китайская коммунистическая армия помогала крестьянам деревни Нанниван выращивать мак для производства опиума. Viva la Revolucion!

YouTube Трейлер

Прошедшее столетие привнесло новые жанры в музыку протеста. В первую очередь это панк-рок. Уже в 70-е первые панк-гимны Великобритании стали музыкой общественных беспорядков и социальных столкновений, на которые так богата эта эпоха. Релиз сингла «God Save the Queen» группы Sex Pistol был приурочен к Серебряному юбилею британской королевы Елизаветы II. Общественность восприняла песню как попытку пошатнуть устои монархии (режим правления Елизаветы ΙΙ в песне был назван фашистским).

6a00e54f91645288340128777c6e4e970c-800wi

Песня «God Save the Queen» занимает 175-е место в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone

Вопреки многочисленным запретам и цензуре на вещание, сингл за одну неделю достиг рекордного количества продаж в Великобритании. После выхода пластинки на двух участников Sex Pistols, их арт-директора и продюсеров были совершены вооружённые нападения. Выражая протест против текста «God Save the Queen» и обложки сингла, рабочие завода по производству грампластинок устроили забастовку. Вскоре в Лондоне начались нападения на обычных панков и многочисленные стычки между различными молодёжными радикальными и экстремистскими группировками.

Классический рок также часто затрагивал темы протеста в своих песнях, но более сдержанно. Враг абстрактный, а борьба скорее духовная, нежели чем с оружием в руках. Тем не менее, такие песни как «Revolution» The Beatles) и «The Times They Are Changin» Боба Дилана стали гимнами французских студентов на баррикадах в Париже в мае 1968 года. А легендарный альбом Pink Floyd «The Wall» стал пророческим: спустя полтора десятилетия после его выхода тысячи немцев скандировали песню «Another brick in the wall» на обломках Берлинской стены.

YouTube Трейлер

Музыка рэгги тоже внесла свою лепту дыма на городские улицы. В 1980 году группа Wailers во главе со ставшим иконой революции и протеста Бобом Марли выпускает «Redemption song» — песню о борьбе с тиранией в любой форме и в любой стране. В том числе это песня о личной внутренней борьбе каждого человека – Марли умирал от рака и знал, что его дни сочтены. «Освободите себя от рабства духа» — призывал в этой революционной песне человек, ставший надеждой целого поколения.

YouTube Трейлер

За последние 20 лет самой яростной и бескомпромиссной музыкой протеста являются песни группы Rage against the machine. Эта смесь панка, трэш-метала и хип-хопа по-настоящему взрывоопасна. Они выступали с бесплатными концертами в «горячих» точках по всему миру и на антивоенных митингах. Эти музыканты могут выйти на сцену голыми с заклеенными скотчем ртами (в знак протеста против усиления цензуры в музыке) или финальным аккордом концерта сжечь на сцене американский флаг. Впрочем это не мешает им работать с мейджор-лейблом и получать премии MTV.

В современной России с протестной музыкой (как и с любой другой в принципе) происходит странная история. С одной стороны «мы ждем перемен», но каких именно? Песни современных бунтарей — от первых домашних кассетных записей Летова до последнего клипа андеграундного «Проекта Увечье» — пронизаны тоской, растерянностью, желанием поменять жизнь в стране, но, к сожалению (а может и к счастью) современным революционерам не за кого и не за что проливать свою кровь. Студенты Сорбонны регулярно устраивают погромы, забастовки и пикеты в Париже, как только государство нарушает их социальные права. А вы можете представить студента российского элитного вуза на баррикаде с камнем в руке?

YouTube Трейлер