podcasting

Текст Евгений Кузнецов | 11.10.2013

Сейчас подкастинг выглядит обыденностью  — во всяком случае, для тех, кто живет в Интернете. При этом, нужно помнить: всего 10-15 лет назад мир (особенно применительно к России) был совсем другим. И подкастинг, практически ровесник тысячелетия, был среди тех вещей, которые меняли его до неузнаваемости.

Подкастинг сделал многое. С ним не проблема создать свое шоу. С ним можно о многом узнать. Наконец, с его помощью можно на весьма личном уровне общаться на любые темы с теми, кому ты действительно интересен (пусть круг этих интересантов и может быть ограничен двумя-тремя людьми).

С другой стороны, как мы и говорили с вами, подкастинг — слегка напоминает гетто. Большое, интересное и яркое гетто. Podster собирается поменять это положение вещей. И вернуть подкастинг во времена его креативной и веселой молодости. В конце концов, мы хоть и не были первыми, но всегда старались быть лучшими.

А вот какой была эта молодость, смотрите ниже:

Предпосылки

Апрель 1989: в Германии патентуют MP3.

1994: можно долго спорить, кто запустил первый текстовый блог в мире. Кто-то утверждает, что первым блоггером был отец Интернета Тимоти Джон Бернерс-Ли, так как он на регулярной основе выкладывал новости о своей работе с самого начала 1990-х. Однако, при всех его заслугах, пионером блоггинга в более-менее современном смысле можно назвать Джастина Холла. На тот момент, что интересно, Холл был еще студентом.

Ноябрь 1994: станция WXYC (Южная Каролина) впервые вещает по Интернету.

17 декабря 1997 года: Джон Баргер предлагает термин «веблог», слив «web» и «log». Этот неологизм он использовал для того, чтобы описать тот список ссылок, который фиксировал пункты его похождений по Всемирной сети на странице Robot Wisdom. Позже «ве-» отпало. Вот так и появились блоггеры.  

Март 1999: рождается RSS, технология автоматической публикации данных после обновления.

Май 1999: начинает свою работу Napster, первый файлообменник, позволявший легко и непринужденно обмениваться аудио. Нетрудно догадаться, что его закрыли из-за нарушения авторских прав: он продержался до июля 2001 года. Тем не менее, эта история продемонстрировала потенциал аудио в Интернете и приучила людей наслаждаться контентом именно там.

23 октября 2001: мир видит первый iPod.

Подкастинг  

12 октября 2003: Адам Карри, бывший VJ на MTV, предлагает вниманию публики новинку. Applescript «RSS2iPod»  для автоматической загрузки аудиофайлов на iPod. В будущем новинку отдадут на откуп энтузиастам открытого кода, ее «допилят напильником», и она возьмет имя «iPodder». История подкастинга началась.

Октябрь 2004: о подкастинге пишет The New York Times. Заголовок : «Новая пища для iPod’ов».

Ноябрь 2004: образовывается LibSyn, первая компания, оказывающая хостинг-услуги и публикующая подкасты. Она работает до сих пор.

12 февраля 2004: Бен Хаммерсли в «The Guardian» впервые использует термин «podcast». Он использовал его как синоним «аудиоблоггинга».

28 июня 2005: выходит версия iTunes 4.9 с возможностью подписываться на подкасты. Уже через два дня число подписок достигло миллиона.

Июль 2005: Президент США Джордж Буш становится, в некотором роде, первым высокопоставленным политическим подкастером. Работники его аппарата всего-то наладили апдейт его еженедельных радиообращений через RSS.

Сентябрь 2005: Google индексирует 100 000 000 результатов на запрос «podcast».

Ноябрь 2005: в первый раз вручается  People’s Choice Podcast Awards. Впрочем, победители и лауреаты премии очень часто не фигурируют в топе iTunes.

7 декабря 2005: слово “podcast” объявляется Новым Оксфордским Американским Словарем («New Oxford American Dictionary») словом года. В будущем году оно уже попадет в сам словарь.

2005: подкастинг приходит в Россию. Принес его, вот совпадение, тоже бывший VJ MTV Василий Стрельников, «стареющий мегаведущий». Его проект rpod.ru работает до сих пор. С другой стороны, впоследствии Василий заявил, что «подкастинг is dead». В любом случае, он навсегда заслужил почетный титул «podfather» в России.

3 апреля 2007: Samsung объявляет, что будет обеспечивать работу с подкастингом на своих телефонах.

2006-2008: подкастинг постепенно теряет первоначальный запал, и его обгоняет видео.

2007: несмотря на спад энтузиазма по части подкастинга, прибыль от размещенной в американских подкастах рекламы составила по итогам года 165 миллионов долларов.

2008: по данным Pew Internet & American Life Project, подкастинг оформляется в качестве «нишевого» феномена.

2010 год: в мире существует примерно 90 тысяч подкастов (считали они, скорее всего, только шоу на английском языке). С другой стороны, констатируется, что увеличение числа шоу не приводит к радикальному расширению аудитории. Действительно, с самого 2009 по 2012 доля знакомых со словом «podcasting» колебалось в Штатах от 43 до 46%. А доля тех, кто хоть когда-нибудь его слушал с 18 до 26%. Эту ситуацию пыталось переломить множество сервисов. Кто-то делал —Интернет-радио с кассовыми шоу, кто-то аудио-твиттер, кто-то хостинг-платформу, кто-то социальную сеть. Но пока переломить тенденцию не удалось.

Июль 2012: число подписок на подкасты в iTunes перевалило за миллиард. 8 миллионов эпизодов 250 000 подкастов на примерно 100 языках.

1 декабря 2013: запущен новый сервис Podster, который должен изменить историю подкастинга и судьбу жанра в целом. Ждите.