2

Текст Антон Запускалов | 27.11.2013

Насколько востребован «короткий метр» в регионах? Как договориться с российскими прокатчиками и кинотеатрами? Как окупить вложения в кинофестиваль? На эти и другие вопросы отвечает Елизавета Колесникова – креативный директор проекта короткометражных фильмов и анимации Kinematic Shorts , придуманного в Челябинске, но успешно демонстрирующегося в разных городах России.

Кино

Елизавета Колесникова

Как возникла идея, сколько человек изначально этим занималось, и увеличилось ли их число сейчас?

Идея запустить собственный проект короткого метра родилась спонтанно. Хотелось быть независимыми и сделать качественный фестивальный продукт. Изначально за проект отвечали два человека: я и моя коллега – Анна Красавина. Мы занимались буквально всем: от концепции до закупа и росписи. Впоследствии к команде присоединились необходимые творческие и технические кадры: дизайнер, иллюстратор, техник видеозаписи, бухгалтер.

Где брали деньги в самом начале? Приходилось ли впоследствии обращаться к инвесторам?

Первоначально проект запускался на собственные средства. И нам повезло, что провалов удалось избежать, поэтому в дальнейшем на существование проекта средств хватало. Конечно, чтобы сделать качественный рывок в плане развития нужны дополнительные средства, так что сейчас уделяем особое внимание поиску именно спонсоров для конкретных проектов. Искать деньги для культурных инициатив – сложная задача, хотя нет ничего невозможного.

Главное, чтобы качество продукта было адекватным, и интерес аудитории присутствовал. В планах два масштабных проекта, которые хочется реализовать с финансовой поддержкой.

 Спустя какой срок вложения в фестиваль окупаются?

Если говорить о непосредственно кинопрокатных проектах, то вложенные средства отбиваются (или не отбиваются) сразу после завершения проката в кинотеатрах. Ты сразу видишь общие затраты на конкретную программу и выхлоп.

Чаще всего срабатываем в плюс, но так как проект нишевый, наша выручка сильно отличается от сборов масспроката. Если же говорить о VOD (“video-on-demand”, видео по заказу) и интернет-контенте, то здесь приходится вкладывать значительные средства вперед и надеяться, что через какое-то время мы окупимся, гарантий пока никаких.

Сложно ли договариваться с регионами, есть проблемы у регионального кинопроката?

Регионы в целом позитивно реагируют на фестивальные проекты. Многие кинотеатры приучили свою публику к такому формату. Одна из проблем: большинство региональных кинотеатров – однозальники, которые имеют очень ограниченные возможности в плане росписи. Они оборудованы только DVD проекторами, контент в цифровом формате показать не могут.

Многие кинотеатры (такое зачастую случается и с небольшими сетями), к сожалению, берут проект, но не отрабатывают.

 Что ты имеешь в виду?

В случае с фестивальным контентом нужна серьезная подготовительная работа со зрителем. Это не «Тор 2» или «Голодные игры». Нужно объяснить, показать, что программа короткометражного кино достойна внимания. Во многом проблема региональных кинотеатров в отсутствии креативно мыслящих кадров.

По опыту могу сказать, что успех проекта на месте «делают» конкретные люди, которые освоили новые способы привлечения зрительского внимания в Интернете, создали некий арт-имидж вокруг своей площадки и пытаются предложить зрителю альтернативу. И у них получается.

 Где самый благодарный зритель?

Есть ряд городов, где прокат всегда успешен. Разумеется, Москва и Петербург. Относительно регионов: Владивосток, Екатеринбург, Калининград, Киров, Нижний Новгород, Новосибирск.

Что за фильмы показываете, сложно ли выйти на кинокомпании, их поставляющие? С кем из таких компаний вы сотрудничаете?

Мы занимаемся фестивальным короткометражным кино. Работаем с рядом крупных поставщиков контента в Европе и с киноинституциями вроде Unifrance Films, Irish Filboard, Cinema du Brazil. Вообще, стараемся дружить с большинством крупных международных фестивалей. Как раз планируем провести в январе анимационный проект совместно с лондонским фестивалем LIAF.

Часто бывает, что мы находим прекрасные фильмы, чьи интересы представляет пока сам режиссер, поэтому общаемся и напрямую с создателями кино. Так было с собравшей уйму наград по всему миру «Ужасной Пенни» Шейна Аткинсона, фильм был дебютной работой автора.

YouTube Трейлер

Сейчас он уже нашел средства для съемок полного метра по мотивам короткометражки. Чаще всего строить диалог с зарубежными дистрибьюторскими компаниями легко, но бывают и заминки. Например, ответ от режиссера корейского короткого метра «Сейф» Мун Бионг-Гона, победившего в Каннах, шел до нас почти 2 месяца.

Сколько часов в день ты посвящаешь работе, и в чём состоят рабочие функции?

Работе посвящаю большую часть времени. Нельзя сказать, что рабочий день вписан в какие-то строгие временные рамки – приходится общаться с людьми, находящимися в разных часовых поясах и уголках мира. Иногда бывает, что среди ночи встаешь и пишешь письмо. Поэтому работа уже давно стала образом жизни.

Что касается функций, то мы продолжаем быть «универсальными солдатами», проворачивая работу от создания концепции и стратегии развития до прямой реализации. Такое полное погружение получается.

Сейчас, к примеру, полностью меняем фирменный стиль и слегка дорабатываем концепцию нашего флагманского проекта Kinematic Shorts – очень непросто, но увлекательно.

 Какие фильмы не попадают в российский прокат, хотя надо бы?

Фильмов, которые не попадают в российские кинотеатры, очень много. Лишь небольшая часть фестивального кино, арт-мейнстрима демонстрируется в России. Да и то, только в столицах и паре-тройке региональных центров.

К примеру, из-за уже упомянутой технической отсталости однозальников, готовых работать с немассовым контентом, нет возможности показывать фильмы, выходящие только в цифре. Показывать немассовое кино – большой риск и трудная работа. Поэтому из огромного количества новых интересных картин прокатчиком выбирается какой-то стопроцентный вариант, который “сработает”, “соберёт”.

Российские короткометражки котируются на мировых фестивалях? За пределами России их вообще смотрят?

Российский короткий метр попадает в каталоги международных фестивалей, но процент работ от общего числа минимален. Во многом это связано с отсутствием какой-то общей системы внутреннего отбора. Каждый автор проявляет инициативу, чтобы его фильм увидели за рубежом. Ответственные за кино институции в нашей стране пока с полным метром разобраться не могут, что уж говорить о короткометражном и анимационном кино.

Назови три фильма из последнего, которые тебе понравились.

Отсматривать приходится уйму короткого метра, самого разного. Мне очень симпатичен фильм «Главное не пересолить» бельгийца Бенуа де Клера из нашей недавней подборки.

YouTube Трейлер

Из анимационных работ очень понравился канадский Subconscious password Криса Ландрета (его показывали в программе Большого фестиваля мультфильмов).

YouTube Трейлер

Из полного метра, который именно просмотрен классически, в кинозале, пожалуй, «Жизнь Адели» и в качестве аттракциона – IMAX версия «Гравитации». Очень жду нового Ларса, конечно, и «12 лет рабства» Стива Маккуина.