Open_reel_audio_tape_recorder1

Текст Александр Скуба | 28.04.2014

Hungry Shark продолжает исследования музыкального андеграунда. Самое время поговорить об отечественных коллективах. В этот раз мы выбрали наиболее интересных представителей российской пост-панк сцены 80-х — 90-х годов.

“Депутат Балтики” – “От винта!”

Группа “Депутат Балтики” появилась в 1990-м году в городе, который еще назывался Ленинградом. Лидер команды – Эдуард “Редт” Старков – позднее основал более известную “Химеру”, по звучанию напоминающую… да кто знает, что?

Сам “Депутат” известен мало. Многие знают, что в нем играл погибший радиокомик Бачинский. Некоторые слышали кавер-версию песни “Петр” в исполнении Захара Мая. Тем не менее, слушать “Депутат Балтики” надо внимательно. По форме они играют типичный для той волны пост-панк, но содержание – дело иное. В текстах команды отсутствовала агрессия, мотивы были простыми, а образы точными.

Старкову удалось реконструировать детскую, именно детскую, картину мира, используя вполне себе серьёзный поэтический и музыкальный инструментарий. Неслучайно один из альбомов “Депутата Балтики” (а также снятый участниками группы экспериментальный фильм) назывался “Допубертатный мир”. Именно это словосочетание идеально описывает семантику Старкова.

Отсутствие желания изменить что-либо, просто разочарование миром людей и, вместе с тем, очарование природой –- всё то, что испытывает человек, когда его возраст приближается к 12-14 годам. Посыл большинства песен – эскапизм. Парень вернулся из армии, где читал книги о пиратах, и увидел, что половина его друзей стала бандитами или ментами, а вторая половина – села на иглу. И единственная логичная реакция на это: «Зря вы это всё, ребята».

Концепция творчества коллектива сформулирована в песне “Ферапонт”:
«Новые дворники, сторожа и кочегары –
Ни шагу назад…
Но и ни шагу вперед».

“Молотов Коктейль” – “Иван”

YouTube Трейлер

Воронежская группа “Молотов коктейль” образовалась в 1988 году. Из общей волны пост-панка тех лет “Молотов коктейль” выделяется нестандартной поэтикой. Музыка группы писалась с явным влиянием коллективов Joy Division, Bauhaus и Sonic Youth. Вообще, русский пост-панк 90-х отличает от более ранних экзерсисов отечественных музыкантов на этой ниве отличает то, что авторы обладали довольно глубоким знанием западной музыки. Возможно, это и сделало русский пост-панк 90-х более эстетским и менее популярным. Если Кинчев и Цой многое делали по наитию, то на карте музыкального мира в 90-е стало гораздо меньше пятен, а, значит, сузилась аудитория, постепенно разделяясь на множество субкультур.

“Матросская тишина” – “Whispers of my Jealosy”

YouTube Трейлер

Костяк группы “Матросская тишина” сформировался в середине 1980-х году годов в Ростове-на-Дону, а к концу восьмидесятых перебрался в Москву. Путь из Ростова в Москву стал путем из панка в пост-панк. “Матросская тишина” была стильным коллективом, который не смог добиться популярности во многом из-за того, что большинство песен было написано и спето на английском. Русскоязычных песен в арсенале коллектива было немного, как правило, они носили шуточный характер и “боевиками” стать не могли.

В 90-е годы группа выпустила несколько альбомов, не имевших коммерческого успеха. В 2008-м году лидер “Матросской тишины” Герман Дижечко погиб.

“Тупые” – “Русский ренессанс”

YouTube Трейлер

Группа “Тупые” выросла из московского концептуализма, что чувствуется по её песням. Сложно сказать, точно ли это пост-панк – более всего “Тупые” напоминают проект Майка Паттона Mr. Bungle. Картина “тупого” мира складывается по лекалам “новых левых” – тут и там факты заменяются симулякрами, означающее становится означаемым, непонятно ровным счетом ничего. Но в конце русские как встанут, как встанут. И грянет страшный русский ренессанс.

“Мужской танец” – “Israeli Soldier”

Единственные представители так называемой “сибирской волны” в нашем хит-параде. В отличие от суицидально-депрессивных “Гражданской обороны” или “Промышленной архитектуры”, “Мужской танец” играл довольно светлую музыку, похожую на Scars и XTC. Примечательно, что “Мужской танец” сформировался на основе “Промышленной архитектуры”, после того, как её лидер, Владимир Селиванов, покончил с собой.
“Промышленная архитектура”, в свою очередь, играла мрачную музыку, чем-то напоминающую группу Clock DVA. Этот факт роднит “Мужской танец” с коллективом New Order, образованным музыкантами группы Joy Division после самоубийства Йена Кёртиса.

Несмотря на англоязычность большинства песен “Мужского танца”, треки радуют странными названиями вроде “И вот мы поехали в Клинику №41” или “Где мне взять щелочи?”. Группа распалась в 1991 году.

На басу в группе играл Дмитрий Кузьмин, известный под творческим псевдонимом “Черный Лукич”. К сожалению, остальные участники “Мужского танца”, после распада коллектива в музыке себя никак не проявили.

“Младшие братья” – “Вода окраин”

YouTube Трейлер

Светлый нью-вейв из Ленинграда конца 80-х. Группа “Младшие братья” существовала в перестроечный период, выступала на фестивалях Ленинградского рок-клуба, по которым мы можем судить о её творчестве, и растворилась в петербургском андерграунде.

Музыканты из “Младших братьев” играли в таких группах, как Solus Rex, Spitfire, S.P.O.R.T, PEP-SEE. Также “Младшие братья” участвовали в качестве бэк-вокалистов в песне “Мы хотим танцевать” группы “Кино”.

Alien Pat. Holman – “Strange love song”

Alien Pat. Holman – одна из самых загадочных групп московского психоделического андерграунда. Название группы отсылает нас к книге Эриха Марии Ремарка “Три товарища”, героиней которой была Патриция Хольман. Псевдонимы музыканты также позаимствовали из этого произведения: на альбомах указывалось, что, среди прочих, в записи принимали участия участие Ганс и Кестер.

Alien Pat. Holman был коллективом закрытым, экспериментальным. От жесткого пост-панка с явным влиянием Sonic Youth и Swans на ранних альбомах музыканты перешли в область эмбиента и электронной музыки. Один из множества альбомов Alien Pat Holman называется “Оркестр состояний”. Думается, что это словосочетание наиболее точно описывает концепцию группы. Музыка Alien Pat. Holman была разной: то жесткой, то загадочной, то расслабленной, то напряженной. Однако творческий подход лидера группы Ганса Хольмана всегда был крайне нестандартным. Необходимо упомянуть, что более известный в кругах любителей альтернативной музыки коллектив “Дубовый Гаайъ” являлся творческим союзом музыкантов из Alien Pat. Holman и Дельфина. Группа Alien Pat. Holman прекратила своё существование в начале нулевых, оставив после себя гораздо больше вопросов, чем ответов.

Spinglett – “My Woman”

Качественный московский инди 90-х. Лидер группы, Бобби Блеск, в 1986 году приехал в Советский Союз из ЧехославакииЧехословакии, да так и остался жить в Москве, где Spinglett по сей день играют довольно светлую музыку в стиле группы Happy Mondays.

Элен – “Планер”

Группа “Элен” – представители ростовской новой волны, творившие под явным влиянием The Smiths. Команда записалаи два альбома, потом переименовались в “Спутник Восток»” и записали еще три пластинки. Наряду с “Матросской тишиной”, группа “Элен” повлияла на популярную нынче команду Motorama.

Velvet dolls – “Электрическая свадьба”

Группа «”Velvet dolls”» относится к нетипичной для отечественной рок-музыки “«ижевской волне”». В России, как и, в принципе, во всем мире, большой отпечаток на творчество музыкальных коллективов накладывала их территориальная принадлежность: ленинградские рокеры всегда были склонны к эстетству, а на московский андерграунд явное влияние оказывали идеи концептуалистов, в Свердловске был популярен арт-рок, в Сибири – депрессивный панк. Ижевская волна продолжала линию, начатую английским лейблом 4AD, издававшим альбомы таких групп, как Cocteau Twins, Pale Saints и Dead can Dance. Первые эксперименты с шугейзом и трип-хопом в СССР также проводились представителями ижевской волны.

Почему именно в этом городе была популярна столь экзотическая для того времени музыка – сложно сказать. Скорее всего, это связано с тем, что в Советском Союзе не было налаженной системы музыкальной дистрибьюции, записи попадали на территорию страны в хаотичном порядке. Поэтому жители одного города по своим каналам могли получать свежие записи зарубежных исполнителей, а в другом городе меломанам приходилось довольствоваться альбомами, записанными пятнадцать или даже двадцать лет назад.

Shake! – “Good night”

YouTube Трейлер

Завершить наш хит-парад хотелось бы клипом группы “Shake!”, состоящей из музыкантов группы Alien Pat. Holman и Ирины Епифановой, которая в конце 80-х пела в группе “Браво”, а также сотрудничала с музыкантами “Матросской тишины”.

Изображение обложки — источник