Текст Семен Извеков | 23.09.2013

Будни фарцовщиков

 

Итак,  вот  как   работала эта сложная подпольная империя.

Бомбилы, финны, водка

Начнем с низшего звена – мальчишки-попрошайки. Юные и несознательные пионеры дежурили у мест скопления иностранцев (гостиница «Интурист», Тверская улица в Москве, Невский проспект в Питере) и выклянчивали у них жвачку (на жаргоне фарцы «чувигам» или просто «чуви»), карандаши и ручки («кугишрайба») или красивые пакеты. Смешно сказать, пакет с лейблом Levi’s или Wrangler стоил на черном рынке 5 рублей (квартплата за месяц). Пакеты можно было дарить, и таким сюрпризам были очень рады (как бы на вас посмотрели сегодня, подари вы пакет, а?!) Мальчиши-плохиши сбывали добытые товары фарцовщикам за вознаграждение.

Более крупную игру вели взрослые «бомбилы». Их задача была втереться в доверие к иностранцам и совершить с ними выгодный бартер. Это прекрасно описано в искрометном рассказе Михаила Веллера «Легенда о родоначальнике фарцовки Фиме Бляйшице». Делец караулил потенциальных клиентов в театрах или в холле гостиницы, на ломаном английском предлагал ему от чистого сердца подарок из России в знак «интернациональной дружбы».

«Втюхивали» часто икру, дагестанский и армянский коньяк, матрешки больших размеров, хохлому и оренбургские платки, монеты с Лениным, редкие юбилейные деньги и, конечно, любимую всеми водку. Особенно алкоголь уважали финны и шведы, ведь в их стране горячительные напитки стоят очень дорого, часто они ездили в Ленинград именно ради выпивки. Зарядившись двумя-тремя бутылками, фарцовщик мог быть уверен, что благодарный интурист даст ему что-то взамен. Бомбила обеспечивал гостю алкотур и получал то, что в США или Норвегии стоило копейки. Хорошо было иностранцу — взял с собой пару моднейших брюк, продал их торговцу по 200 рублей штука, и можно кутить не хуже чем в Вегасе.

Что же выменивали у иностранцев?

  •  Импортный алкоголь (джин, ром, вино);
  • женскую косметику (за французскую тушь, скажем, «чувихи» готовы были на любые лишения, ведь советская слипала ресницы, что уж говорить о духах «Шанель»);
  • сигареты «Мальборо». Нам не дано понять, что главное в папиросах была….. пачка. Выкурив содержимое, пачку носили в кармане и форсили ей на тусовках;
  • но самым лучшим уловом работников черного рынка могла стать только «джинса». Да, это был культ!  По твоим штанам узнавали, какие у тебя связи и доход (Шерлоку и не снилось). После института выпускник получал оклад 120 рублей, новые джинсы стоили 200-230, то есть были предметом роскоши. На Wrangler, Levi’s и Lee копили, бывало, годами. Не важно, какой размер и талия, главное что это ДЖИНСЫ, и этим они были желанны.

levis

Хотелось бы еще раз отметить, что валюту фарцовщик старался никогда не брать, ведь по закону за это полагался расстрел. Каждый знал  о легендарных родоначальниках этого бизнеса : Яне  Рокотове, Владиславе Файбишенко, Дмитрии Яковлеве. КГБ поймал их в 1961 на валюте и фарцовке. Хотя тогда по УК СССР за эти преступления сажали на 8 лет, взбешенный Хрущев изменил кодекс в ходе процесса (!) и ввел высшую меру наказания за валютную спекуляцию, молодых ребят казнили. Поэтому фарцовщик едва ли взял бы в руки доллары или фунты, только наши рубли.

И вот в руках нашего героя заветная фирмА, а как же ее продать? Не стоять же на улице и кричать: “Джинсы, кому джинсы”! Лишняя шумиха могла заинтересовать милицию.

Стиляги

Схема сбыта была отлажена до мелочей. Проще всего было продать вещь коллеге или сокурснику. Ну а если речь шла о больших партиях, тут в дело вступали магазины одежды и вещевые рынки. Через продавцов фарцовщик пускал слух, что в городе появились джинсы таких- то размеров в количестве пяти штук. Ну а дальше заинтересованные лица встречались на месте, затем происходила сделка. Часто желанный товар приносили посыльные, чтобы не подставлять дельца.

stilyagi

Кто покупал товар этого черного рынка? Простые студенты, желающие склеить «чувиху», девушки, мечтавшие выглядеть, как Софи Лорен и, конечно, стиляги. «В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. … Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки». Таким предстал стиляга в фельетоне 1949 года. Вы уже заметили, что вся одежда на нем яркая, и в этом была вся философия стиляг — выделиться из серой массы.

YouTube Трейлер

По сути, стиляги — первая советская субкультура. Как бы их не гоняли, не стригли им «коки а-ля Элвис», все равно они собирались и «хиляли» по улицам, будто шли по Бродвею. Их внутренняя свобода пугала и раздражала, но в то же время привлекала. У этих фанатов всего американского всегда было желание купить что-то из США. И они, конечно, шли к фарцовщикам. Этот симбиоз «фарцовщик-стиляга» родил свой специальный язык, на котором говорили свои и не могли понять чужие (см. приложение).

Цеховики

80-е годы стали закатом фарцовки. Власть слабела, генсеки зачастую больше времени проводили в больнице, чем на работе — годы давали знать. Безнаказанность породила такой феномен, как цеховики — умельцы, которые производили подделки западных товаров в своих ателье и продавали их полулегально на вещевых рынках. Объемы были огромные и потребность в фарцовке снизилась.

Потом грянула Перестройка, открылись границы, хлынул поток дешевого китайского и турецкого ширпотреба. Нужды в черном рынке уже не стало. Фарцовщики стали легендой, героями воспоминаний.

Кто же были эти люди? Просто дельцы, желавшие срубить бабла, а не работать? Вряд ли. Их бизнес был трудным и сопряженным с риском, получить товар было непросто, надо было втереться в доверие, угодить интуристу.

stilyagi (1)

Несомненно, фарцовщики были нужны людям, это был глоток свежего, но такого запретного заморского воздуха. Одежда, косметика, алкоголь, джинсы — это был не просто товар, это была возможность почувствовать себя особенным, свободным, индивидуальностью.

Получается, они были бизнесменами-психологами, продавцами хорошего настроения. Вот таким был благородный и рискованный бизнес фарцы, делавший людей уверенными в себе и отвязными, таким был старт нашего предпринимательства. Согласитесь, у этих смелых людей есть чему поучиться!

Приложение

Негласный прейскурант цен на товары фарцы в Минске:

preiskirant

  • Красивый пластиковый  пакет с лейблом — 5 рублей
  • Майка с Элвисом Пресли — от 10 до 15 рублей.
  • Джинсы Wrangler или Levis — 180 рублей (очень хорошая зарплата в СССР)
  • Велюровый костюм — от 250 рублей.
  • Дубленка — от 500 рублей (зарплата председателя обкома, т.е. губернатора)

 

Словарь стиляг и фарцовщиков

Батон обычная девушка, участвующая в вечеринке. Наприм. румяный батон
Боруха девушка из стиляжной компании, часто – «свободных нравов»
Бомбила фарцовщик-одиночка
Бомбить фарцевать, толкать товар
Бродвей, Брод (по названию нью-йоркской улицы) место в центре города, где собирались и прогуливались стиляги, часто – центральная улица или ее часть. В пятидесятые годы свой «Бродвей» был почти в каждом крупном городе Советского Союза. В Москве – часть улицы Горького (ныне – Тверская) от Пушкинской площади до Манежной, в Ленинграде – Невский и Лиговский проспекты, в Баку – улица Торговая, в Ташкенте – улица Карла Маркса (ныне – Сайёлгох)
Валютчик человек, занимающийся операциями в валюте (фарцовщики этого избегали)
Ван пэн плиз, пожалуйста (англ.) дайте, пожалуйста, ручку!
Гренки доллары, валюта
Джакеток (от английского jacket) пиджак
Динамистка девушка, которая быстро уезжает от поклонников с вечеринки на такси (общественный транспорт тогда ходил плохо вечером)
Динамо (динамо-машина) такси
Дринкать (от английского drink) выпивать
Жлоб представитель «серой массы»
Кинуть брэк пройтись с целью «людей посмотреть – себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду»
Кок деталь причёски, вихор или пучок зачёсанных кверху волос
Комикс, комис, комок комиссионный магазин, один из каналов сбыта.
Кугишрайба ручка!
Лох здесь: обманутый покупатель, человек, не уважающий стиляг
Лукать (от английского look) смотреть
Манюшки (от английского money) деньги
Олдовый (от английского old) старый
Процесс вечеринка в смешанной компании, с возможностью сексуального контакта
Пурукуми он? (финск.) жвачка есть?
Совпаршив одежда и обувь отечественного производства, либо – «самопальная»
Стилять танцевать «стилем», то есть имитируя «импортные» танцы или просто придумывая движения
Фирма́ фирменная западная продукция с лейблом (часто подделка)
Фирмач иностранец
Хилять прогуливаться, фланировать
Цеховик производитель подделок западной продукции в СССР в подпольных цехах
Чувак парень, приятель. Это слово было своего рода самоназванием стиляг – в отличие от официального ярлыка «стиляга»
Чувигам жвачка
Чувигамщик ребенок, выпрашивающий у иностранцев жвачку, ручки, карандаши и прочие мелочи
«Чуча» песня «Chattanooga Choo Choo…» из кинофильма «Серенада Солнечной Долины»
Штатник то же, что и стиляга
Шузы (шузня) ботинки. «Шузами с разговором» называли классические ботинки с узором из дырочек на передней части, а «шузами на манке» – ботинки, к подошве которой, чтобы сделать ее толще, была наклеена микропористая резина (обычно была белого цвета)

Типичный диалог двух фарцовщиков:


— Что тудей дид?

— Бомбил.

— Хау?

Вери клёво. Пятихатку гренок сделал.

Ну ты бомбила.

“Монинг бомбил дойча. Наченчил воч, но фирма не вери супер — “сейка”. Слил фуфло, а дойч хеппи. Сдал на хазу, поднял на ченче маней солидно”.

На общепринятом языке это означало: “Утром провел сделку с западным немцем. Выменял часы, но не очень хорошей фирмы — “Сейко”.  Отдал за них сущие пустяки, но немец остался доволен. Часы отнес перекупщику, заработав солидные деньги”.

Первая часть