2

Текст Илья Елисеев | 03.12.2013

Есть несколько организаций, которые имеют «особый статус» в нашей стране. Эти корпорации вроде и не государственные, но в сознании обывателя давно и прочно срослись со структурой власти. Вот возьмем РЖД – монополиста на нашем рынке железных дорог, существующего, между прочим, вопреки антимонопольному законодательству нашей же страны.

Кроме громких проектов эта компания прославилась периодическим повышением цен на билеты, внезапными реформами и закрытостью от общества. Впрочем, эта организация, несмотря на все свои минусы и огрехи работает нормально и наше негодование умеренно.

То ли дело Почта России! Это гигант, представительства которого есть почти во всех населенных пунктах нашей страны, не важно, это степи Забайкалья, небольшой поселок под Санкт-Петербургом или огромный промысловый бивак эскимосов за полярным кругом. Огромная государственная  корпорация, глубоко дотационная, с невероятным размахом и весьма спорными достижениями. В самом деле, письма и посылки идут медленно, теряются (не помогает даже система отслеживания писем в реальном времени), что уж говорить о вечных очередях и хамстве скверно оплачиваемого уставшего персонала. Наша Всенародная Почтовая Служба давно стала объектом для едкой народной же сатиры.

Почему это происходит? Почему власть сквозь пальцы смотрит на эту систему, казалось бы, доказавшую свою порочность и отсталость? Разбираемся в текущей обстановке.

Полковнику никто не пишет

Перенесёмся немного назад, в эпоху СССР, и посмотрим, как же была организована почтовая служба в то время. Собственно говоря, отдельной отрасли как таковой не существовало – было подразделение Министерства связи СССР, которое с 1946 года  контролировало  все возможные средства коммуникации в стране.

Главное управление почтовой связи было частью этого огромного комплекса, и за почти полвека своего существования добилось потрясающих результатов. Так, почтовые отделения появились почти во всех населенных пунктах страны, причем была создана как региональная инфраструктура, позволявшая адекватно обслуживать потребности населения, так и общегосударственная, призванная удовлетворять потребности человека в масштабе страны.

Впрочем, стоит отметить несколько важных нюансов. Учитывая уровень трафика писем по стране до падения СССР, можно точно сказать, что нагрузка на общегосударственную систему была большой, и при всех огрехах, эта система справлялась с поставленными перед ней задачами. Да, до массового появления Интернета общество писало письма и отправляло посылки постоянно, много и по любому поводу.  Учитывая такой спрос на услуги, государство пристально контролировало работу этого ведомства. Впрочем, после введения автоматизации производства 70-80-х годов, правительство потеряло интерес к почте, поскольку назревали большие перемены. Когда началась Перестройка, все модернизационные процессы свернулись, ожидая окончания политических потрясений.

На заре становления Российской Федерации, в 1990-е Министерство связи упразднили, и централизованное многоотраслевое управление прекратило свое существование. Позже, в 1993 году было создано Федеральное управление почтовой связи, что закрепило выделение почты в отдельную отрасль.  Последней важной вехой стало прекращение монополии государственной компании на некоторые почтовые услуги, что случилось в 1996 году.

И, как нетрудно догадаться,  систематических реформ в управлении, методах работы и техническом оснащении компании государственной важности не случилось и после установления суверенной демократии. Что же это могло значить?

YouTube Трейлер

 Пусть весь мир подождёт!

Особенностью диалога отечественных госкорпораций с обществом  является потрясающая расплывчатость определений, которые касаются каких-либо изменений. Почта России тут может претендовать на первое место просто потому, что при значительном объеме информации, который она выдает о своей деятельности, конкретных фактов известно немного.

Итак, начнем со схемы пересылки писем по крупным городам России. Вот мы приходим в отделение почты, клеим на письмо марку и засовываем его в почтовый ящик. Оттуда наша депеша отправляется в УФПС (Управление Федеральной Почтовой Связи, где она сортируется, складируется вместе с корреспонденцией, направляющуюся в тот же регион и…отправляется в Москву, в ГЦМПП (Главный центр магистральных перевозок почты ).

То есть, если мы отправляем письмо из Волгограда в Мурманск, из Иркутска в Новосибирск или Кызыл, в общем, из одного субъекта Федерации в другой, то наше письмо в любом случае прокатится в столицу, вне зависимости от географического расположения адресата. Это феноменально и прекрасно, поскольку это единственный магистральный почтовый узел на всю страну.

Продолжаем пристально вглядываться  в известную нам схему. Логически домыслив ситуацию, любой гражданин нашей страны впадает в тихий ужас и прострацию, поскольку он понимает, почему его письмо может идти месяцами и потеряться, так и не добравшись до своего адресата. Огромные расстояния, невероятных размеров сортировочные центры, тысячи рабочих рук, через которые проходит ваша сокровенная открытка бабушке на день рождения. Потом, уже из Москвы, письмо отправляется в местный УФПС (к примеру, отправляясь из Иркутска в Кызыл, письмо пройдет через Иркутский УФПС, ГЦМПП и УФПС Кызыла), откуда доставляется в местное отделение связи, где и доносится до адресата. Как вам масштаб перемещений?

Неудивительно, что при таких «концах» и объемах работы (в ГЦМПП ежедневно обрабатываются миллионы писем, посылок и бандеролей) не редким является брак, потери и задержки. Конечно, в объемах общих цифр этот процент незначителен – 2-3% от общего количества корреспонденции, но…

Neuromancer.

1,7 миллиарда писем ежегодно и жалкие условные 2% – это 34 000 000 единиц задержанной, потерянной и недошедшей до людей информации ежегодно. Согласитесь, это немало, и более того вполне ощущается на потребительской шкуре.

И это, не принимая во внимание возможные происшествия по дороге – благодаря дорожной инфраструктуре некоторых регионов нашей страны  водители пополняют отделения сердечно-сосудистых заболеваний массово и постоянно. В ту же республику Тува зимой добраться на автомобиле нереально – два доступных горных перевала просто заметает. Остается самолет, который летает не так, чтобы регулярно, по тем же метеорологическим причинам.

Но этот пример, хоть и типичен почти для всей Сибири с различными вариациями, не является показателем. А как вам ситуация с дорожным покрытием на европейской части России? Вот у ГЦМПП есть 22 автопоезда надежной и хорошей фирмы Iveco Stralis,  но вот на маршруте Москва-Владимир или Москва-Орёл-Курск все равно скорость в некоторых местах будет невелика. Добавим к этому зимние условия, дорожные работы и прочие прелести – вот задержки и проблемы с доставкой!

Есть ещё железнодорожные составы и самолеты? Насчет авиаперевозок прочитать можно здесь, а на поездах отвезти корреспонденцию, увы, можно не всегда. К тому же скорость перемещения состава хоть и величина условно постоянная, но небольшая.

Если подытожить, то Почта России, с точки зрения известных фактов, представляет собой перегруженный логистический ад на земле. Что интересно, корпорация пытается изменить все, что угодно, начиная от технического переоснащения до перехода в формат акционерной компании, с непременной сменой имиджа на более «современный и лояльный», но, разумеется, принципиальную основу никто  менять не берется. Один главный центр на всю гигантскую страну, так ещё и далеко на Западе по отношению к 2\3 всей территории! Где логика и трезвый расчет?

YouTube Трейлер

Логистический ад

Логика есть, но она несколько не связана с удобством пользователя.  В СССР наличие единственного центра было жизненно необходимо, поскольку таким образом можно было контролировать весь поток корреспонденции. С точки зрения контрразведки, это золотая жила работы с информацией! Пользователь подождет, благо при тоталитарном режиме такими вопросами обычно никто не озабочен, зато государство точно может отслеживать все себе необходимое.

Конечно, перлюстрация не была массовой, но наличие особых отделов в ГЦМПП не вызывает сомнений. Сейчас заниматься этим бессмысленно, во-первых, потому что есть Интернет, который позволяет значительно проще работать с информацией и преступниками, во-вторых, потому что наше государство как бы отказалось от методики непосредственного присутствия в жизни своих граждан. Да и при объемах корреспонденции и общей перегруженности сети договариваться о терактах в письмах просто медленно и глупо.

К тому же централизованная печать и высылка изданий через почту, передача разнообразных извещений, официальная переписка и т.д. – всё шло через один центр. Согласитесь, когда у вас экономика все равно централизована, то удобней держать все под рукой, особенно если это позволяет трафик. Но вот незадача – времена изменились, а механизм никто не менял. И сейчас мы наблюдаем то, что не укладывается в наше сознание.

По сути, все реформы, которые так или иначе предлагает почта России – это  косметическое преобразование уже одряхлевшей системы. Вот создан автоматический  центр обработки писем. Прекрасно, замечательная идея, без дураков очень положительно проявившая себя в мировом опыте почтовых систем. А то, что этот центр открылся в Москве, никого не удивляет? 25% почты страны потащат в столицу только ради её сортировки и отправления обратно по всей федерации! Хорошо, допустим, центр будет быстро и качественно обрабатывать огромный массив почтовых пересылок. Каким образом мы будем это возить? В 2012 году новогодние праздники оказались бичом Божьим для Почты России (я получил «подарки себе к Новому году» в апреле и июле 2013 года соответственно – прим. ред.) и ей пришлось срочно изыскивать новые варианты перемещения массивов отправлений альтернативные уже имеющимся. Интересно, что покажут нынешние праздники 2013-2014 гг.?

И, пожалуй, последний камень в огород этой организации. За последние пять лет скорость доставки писем, посылок и прочей корреспонденции Почтой России достигло рекордного минимума.  Теперь подождать придется около двух недель, а может и больше, хотя максимальный срок определен всего лишь 11 днями.  Даже Дмитрий Медведев раскритиковал организацию, что является весьма показательным ходом – обычно видные политики стараются обходить эту тему стороной.  Впрочем, нам опять рассказывают о начале модернизации.

YouTube Трейлер

Почтовые голуби XXI века

Так почему же Почта России все ещё существует и не отдана на растерзание бизнесу и общественности государством? Ответ прост – во многих случаях она сама является государством. В отдаленных от центра и любой цивилизации районах нашей страны, как, например, во многих поселках огромной Якутии, не менее великого Дальневосточного округа, в республике Тува и Алтай, и т.д. в селах, деревнях, поселках и группах хуторов отделение Почты России является фактически единственным связующим звеном между населением этих территорий и остальной Российской Федерацией.

Через эти отделения можно не только отправить письма, но и: оплатить коммунальные платежи, сделать необходимые покупки или заказать нужные товары, там же появляется свежая пресса, учебники для детей и много чего ещё. Через эти связующие точки перечисляется зарплата, ведется документооборот, к примеру, местных промыслов  и центральной базы переработки, как на крайнем Севере.

Эта система была создана, нетрудно догадаться, ещё в СССР и до сих пор адекватную замену ей найти невозможно. Потому Почта России будет существовать всегда – в  виде огромной государственной мегакорпорации. Причем, что интересно, большие деньги тратятся именно на поддержание и развитие именно таких удаленных точек. Это причина, по которой эта организация всегда будет просить дотации, даже если наладит эффективную бизнес модель, без привлечения внешних активов выйти хотя бы на самоокупаемость будет тяжеловато.

Собственно говоря, по той же причине государство терпит все остальные грехи этого Франкенштейна российской действительности. Конечно, правительство уже в открытую пытается как-то расшевелить это болото в надежде хотя бы частично починить разболтавшийся механизм, но кардинальных реформ в этой жизни, увы, не предвидится, чтобы не говорили президенты, премьеры, СМИ и раздосадованные граждане.

YouTube Трейлер

Единственный реальный смысл изучения Почты России с любых точек зрения – это получение морального удовлетворения от осознания своих интеллектуальных способностей.  Пока эта система будет настолько важной в масштабах страны, любая её кардинальная встряска неизбежно приведет к ряду коллапсов, которые не самым лучшим образом скажутся опять же на власти. Единственное, на что нам стоит надеяться – это периодические встряски электрошоком негодования от государства и общественности, только это может заставить нашего Монстра России хотя бы пытаться двигаться в ногу со временем.