rouming_2

Текст Лика Новак | 22.12.2014

Продолжительные новогодние каникулы для многих из нас это время путешествий и новых открытий. Кто-то отправляется на морское побережье, чтобы встретить Новый год и Рождество в лучах жаркого солнца, а кто-то, напротив, предпочитает заснеженные и морозные горнолыжные курорты. Выбирая отдых за границей, мы в первую очередь задумываемся о том, чтобы быть на связи – делиться впечатлениями с друзьями и близкими, пользоваться полезными туристическими сервисами, прокладывать маршруты и т.д. Какому сотовому оператору отдать предпочтение – выбор за клиентом. Компания «Билайн» при разработке новых услуг и сервисов опирается на клиентский опыт, в том числе и в роуминге. О последних достижениях в этой области рассказывает Руководитель департамента мобильных услуг для массового рынка компании «Билайн» Роман Степанов.

Есть ли прогнозы, какие туристические направления будут популярны среди абонентов «Вымпелкома» в период новогодних праздников?

В прошлый новогодний период у наших абонентов самыми популярными странами были Украина, Белоруссия, Казахстан, Германия, Египет, Финляндия. В эти новогодние праздники картина может поменяться. Текущая экономическая обстановка в той или иной степени может повлиять на выбор и предпочтения российских туристов.

Куда предпочитают ездить люди внутри России?

Многие разъезжаются в ближайшие населенные пункты и города, ближе к своему родному региону. Летом это, конечно, юг, Черное море. Зимой – все больше россиян предпочитает активный отдых на горнолыжных курортах. Любители горнолыжного отдыха обычно отправляются на Домбай, на Красную Поляну, на Камчатку или в Приэльбрусье.

Как обстоят дела с внутрисетевым роумингом?

В этом направлении есть неплохие тенденции, связанные с тем, что те люди, которые не поехали за границу, решили отдыхать в России. Для этой категории абонентов мы стараемся в рамках базовых тарифов сделать все, чтобы какие-то дополнительные опции уже не понадобились. Например, у нас есть линейка пакетных тарифов «ВСЁ!». В зависимости от разновидности тарифа «ВСЁ!», абонент получает различное сочетание опций, за которые не надо дополнительно платить. Где-то это бесплатные входящие и интернет, где-то — бесплатные входящие и исходящие. Пользователям других тарифов для удешевления голосовой связи в путешествиях по России мы предлагаем воспользоваться услугой «Моя страна» (при любых входящих в поездках по России абонент платит только за 1-ую минуту разговора – 3 рубля, а все исходящие − по 3 рубля за минуту). При этом стоит отметить, что Интернет у нас имеет одинаковую стоимость во внутрисетевом роуминге, как для абонентов тарифов линейки «ВСЁ!», так и для пользователей других тарифных планов.

Вы упомянули Украину, которая была в числе популярных стран в прошлый новогодний сезон. Отражаются ли как-то события на Украине на российском бизнесе «ВымпелКома»?

Безусловно, сложившаяся ситуация серьезно изменила расстановку сил. Украина традиционно была одним из ключевых направлений роуминга. В 2014 году количество роумеров, посетивших Украину, снизилось на 39%. За этот же период выручка от голосового трафика снизилась на 37%. Объем голосового трафика снизился на 6%. Несмотря на это, дата-трафик вырос на 161%.

stepanov_roman

Роман Степанов

Несмотря на экономическую обстановку, часть россиян отправятся на новогодние каникулы за границу, ведь многие забронировали новогодние туры загодя. Как тарифы для российских абонентов за границей могут измениться в связи с девальвацией рубля?

Я бы воздержался от каких-либо прогнозов по изменению цен на будущее, но здесь стоит отметить, что , и безусловно, текущая ситуация оказывает влияние на переговоры с партнерами.

При этом хочу отметить, что цены на мобильный интернет в международном роуминге нам пока удается удержать без изменений – 5 рублей за мегабайт (дневной пакет 40 Мб за 200 рублей в день). Наши условия на мобильный интернет в роуминге являются самыми выгодными среди «большой тройки», согласно результатам недавно вышедшего сравнительного исследования по роумингу аналитического агентства Content-Review. Выгодный интернет у нас действует в 75 странах.

Какова общая статистика по роумингу в этом году? Как меняется голосовой и интернет-трафик в роуминге? Как меняется профиль потребления услуг в роуминге у ваших абонентов? Какие туристические направления популярны среди абонентов «Вымпелкома»

В этом году совокупное количество роумеров несколько снизилось, что в первую очередь связано с событиями в Украине, которая всегда была главным роуминговым рынком для российских операторов. К примеру, с марта по август 2014 года за рубеж выехало на 21% меньше клиентов, чем за тот же период 2013 года. Второй фактор — рост курса евро.

В то же время в ряде стран мы отмечаем существенное увеличение трафика, причем, как голосового, так и интернет. Традиционно наибольший рост за рубежом показывает мобильный интернет. Так, к примеру, этим летом отдыхающие наиболее активно пользовались мобильным интернетом в Европе (Италия, Испания, Греция, Франция) и Турции. По итогам июня-августа мы видим, что популярность услуги мобильного интернета значительно выросла у отдыхающих в Латвии и Грузии (в 10 раз), а также в Турции и Венгрии (в 8 раз) по сравнению с аналогичным сезоном прошлого года.

Наряду с популярностью мобильного интернета, в некоторых странах увеличивается и количество звонков в роуминге. В летний период наиболее заметный рост наблюдался на кипрских курортах, здесь голосовой трафик поднялся в 1,5 раза. Примерно в 2 раза чаще россияне стали общаться по телефону при выезде в Германию, Польшу, Хорватию. Тенденция к увеличению звонков наблюдается при выезде в Китай и Узбекистан.

В целом все наши роуминговые инициативы, реализованные в этом году, значительно повлияли на активность абонентов и популярность наших услуг за рубежом.

Традиционно наибольший рост за рубежом показывает мобильный интернет. В 3 кв. 2014 суммарный объем интернет-трафика в роуминге увеличился в 5 раз (на 378%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом за 8 месяцев 2014 года объем интернет-трафика в роуминге увеличился более чем в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. На конец августа прирост дата-трафика составил 700%. Выручка от дата-роуминга за этот же период выросла на 20%.

Также положительную картину мы наблюдаем и в сегменте голосовых услуг, хотя здесь динамика роста ниже, чем в мобильном интернете, поскольку они являются более традиционными, и уменьшение количества роумеров сильнее сказывается на этом сегменте. Суммарный голосовой трафик увеличился на 3% по итогам 3 кв. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Какие интернет-сервисы в роуминге являются наиболее популярными у ваших абонентов?

Наиболее используемыми интернет-сервисами в роуминге являются электронная почта, социальные сети и онлайн-навигация. При этом соцсети, куда пользователи размещают фотографии из поездок, – основной драйвер трафика, т.к. мы, во-первых, не ограничиваем пользователей небольшими суточными пакетами интернета, а во-вторых, стоимость трафика у нас, как в рамках пакета, так и за его пределами одинаково выгодная – всего 5 рублей за мегабайт.

rouming_1

Приводит ли расширение территорий доступности LTE-сетей к росту активности абонентов в роуминге?

Расширение географии стран с открытыми LTE-сетями приводит к росту трафика у людей с LTE девайсами, так как в этом случае им доступен интернет в роуминге на самых высоких скоростях, это позволяет не ждать долго загрузки страниц, почты, карт, приложений и стимулирует людей пользоваться мобильным интернетом

Когда вы планируете запустить LTE в роуминге?

На данный момент мы активно ведем переговоры с западными партнерами, до конца года мы планируем запустить LTE в нескольких десятках популярных стран.

rouming_3

ФАС России намерен работать над тем, чтобы снизить цены на услуги связи в роуминге. Если ФАС будет настаивать на снижении цен, сможете ли вы выполнить это требование? Считаете ли вы, что есть в этом необходимость?

«ВымпелКом» уже давно снизил цены на роуминг по всем видам услуг. К примеру, 95% всего интернет-трафика наших абонентов проходит через льготную зону обслуживания – по цене 5 рублей за мегабайт. На сегодняшний момент мы предоставляем самые выгодные условия на мобильный интернет в роуминге среди «большой тройки».

Ценообразование в роуминге зависит не только вашего «родного» оператора связи. Есть не зависящие от российских операторов факторы. Так, себестоимость услуг роуминга номинирована нашими зарубежными партнёрами в валюте, и ослабление курса рубля, к сожалению, влияет на их позицию по этой теме.

Кроме того, на стоимость услуг в роуминге влияет и конкурентная ситуация на зарубежных национальных рынках роуминг-партнеров, а также баланс трафика, генерируемого роуминг-партнерами и российскими операторами связи. Так, например, на Кубе действует всего один-единственный оператор связи, который хотя является чистым получателем трафика, способен диктовать цены всем операторам в мире в силу своей монопольной позиции. Американские и канадские операторы, по сути, являются мощными олигополиями, ряд операторов в силу географического покрытия являются де-факто монополиями. Кроме того, операторы связи в указанных странах являются, с точки зрения сальдо трафика, чистыми отправителями (то есть абоненты прибывшие в гости к нам генерируют больше роумингового трафика, чем наши абоненты в их сетях).

Все эти факторы определяют позицию зарубежных операторов при переговорах с российскими операторами. Безусловно, «ВымпелКом» заинтересован отстаивать интересы своих клиентов и постоянно это делает. Но в переговорах с зарубежными операторами учитываются не только желания российских операторов, но и чисто экономические факторы. Мы постоянно ведем диалог с нашими роуминговыми партнерами с целью снижения их цен. У нас есть отдельное подразделение Vimpelcom International Services, которое занимается сделками со всеми операторами. В этом вопросе нам как раз очень помогает группа компаний Vimpelcom Ltd.

Учитываете ли вы предпочтения ваших клиентов? Могут ли они повлиять на ваши роуминговые предложения?

Да, при разработке наших продуктов мы конечно же ориентируемся на предпочтения наших абонентов. Например, раньше наши клиенты тратили в домашнем регионе на мобильный интернет в среднем 1 Гб трафика в месяц или 30 Мб в день. Исходя из этого, ранее мы сделали для роуминга дневной пакет мобильного интернета объемом 30 Мб. Но сейчас мы видим, что эта цифра подросла — в среднем абоненты дома тратят уже порядка 35 Мб в день, да в роуминге 30 Мб многим уже не хватает. Поэтому недавно мы увеличили дневной пакет мобильного интернета в роуминге до 40 Мб, чтобы наши клиенты за границей чувствовали себя как дома. Поскольку наша цель — дать клиенту за границей такой же уровень комфорта и сервиса, как дома, мы постоянно отслеживаем текущее потребление и пожелания наших клиентов и стараемся максимально идти им навстречу.

Какие основные преимущества роуминга «Билайн»?

Цена и география. По сравнению с другими операторами, по общей совокупности расходов на связь в роуминге мы практически всегда дешевле. Кроме того, мы предлагаем роуминг по единым условиям практически во всей Европе и СНГ, в то время как другие операторы обеспечивают единые условия только для группы стран. Соответственно, у каждой группы свои цены, где-то выше, где-то ниже.

И напоследок дайте совет. Если абонент «Билайн» собирается ехать за рубеж, что Вы ему можете порекомендовать перед поездкой?

Мы заботимся о наших клиентах и делаем все, чтобы попадая в роуминг, в любой стране мира они чувствовали себя комфортно и получали максимально полную информацию о наших услугах. Обычно до поездки люди думают о билетах, отелях, о пробках по дороге в аэропорт, о чем угодно, только не о роуминге. Я бы посоветовал подключить скидку на голосовую связь «Моя планета», она пригодится всегда, а поскольку эта услуга без абонентской платы, то не важно, в какой момент ее подключить. А выгодный интернет у абонента действует автоматически, как только он оказывается за пределами РФ.

Все роуминговые услуги можно подключить через личный кабинет, как на нашем сайте, так и в специальном приложении для смартфонов. Кроме того, у нас практически во всех аэропортах России есть реклама, которая объясняет, как можно подключить те или иные роуминговые опции. Также, мы напоминаем нашим абонентам о подключении полезных услуг посредством СМС уже по прилету в роуминге, на момент его регистрации в сети.