DSC03300

Текст Илья Елисеев | 04.10.2013

Европейская цивилизация, частью  которой является и наше государство, в основном, построена на рационализме и прагматизме, причем, весьма материалистического толка. Окружающий мир мы рассматриваем, прежде всего, как непременную константу, основанную на определенных законах, которым всем нам приходится подчиняться.

В самом деле, все знают о гравитации,  плотности объектов, измеримости расстояния и верят в устроенную логику нашей вселенной. Многие думают, что их внутренний мир не имеет никакого прямого отношения к окружающей действительности, по крайней мере, связан с ней весьма опосредованно. И по сравнению хотя бы с позапрошлым веком, все больше людей свято убеждены в том, что реально лишь то, что можно потрогать руками, лизнуть или измерить новым высокоточным прибором.

Но эта модель мира, отнюдь, не является доминирующей на всем земном шаре (она и вошла в моду менее 200 лет назад), и мы сейчас поговорим о тех людях, кто живет в той реальности, которая существует фактически с появления самого человечества как биологического вида.

Представьте себе, что каждое ваше слово, действие и мысль имеют одну и ту же природу и одинаково влияют на реальность. Вокруг вас живет огромное количество разнообразных существ, ваш покойный прадедушка принимает непосредственное участие в судьбе потомка, а род свой вы возводите к богам. И все эти силы, отнюдь, не благожелательны к вам. Точнее, они подвержены таким же изменениям характера, как и все живые создания, а потому, с ними необходимо тоже налаживать контакт, угощать и, если вам от них что-то требуется, дать взамен что-то стоящее.

Это мир традиционных религий нашей планеты, та вселенная, в которой жили наши предки с самого своего появления на свет, с того момента, как первый Homo Sapiens стал Sapiens. Конечно, за тысячелетия своего существования эти представления очень сильно менялись, но основа, видящая мир как живое многомерное пространство, осталась неизменной. Сейчас мы с вами поговорим о южно-сибирском традиционном шаманизме (существует такое явление, как неошаманизм- традиционные верования основательно смешанные с европейской городской культурой)  и его месте в современной России.

Сразу стоит оговориться, что шаманизм не может называться религией в полном смысле этого слова. Долгие годы ученые спорят о смысловом наполнении данного термина и так и не пришли к окончательному выводу, но мы примем за наиболее удобное толкование то, которое описывает предмет нашего разговора как религиозную систему, сакральное мировоззрение.

Фиксированных священных текстов, института жречества или принятого раз и навсегда пантеона в шаманизме нет и никогда не было, причем как в американском, так и в сибирском. Шаманизм-это, прежде всего, комплекс сакральных представлений о мире, о человеке и его природе, мистической и вполне материальной.

896192882

Буряты и шаманы

Этнос бурят  окончательно сложился только к концу XIXвека из нескольких субэтносов (особая группа внутри этноса, имеющая определенные черты и особенности, отличающие её от основной групп): хоринский, булагатский, эхиритский,хонгодорский,селенгинский, подкрепленных тунгусскими, тюркскими, и монгольскими вливаниями.  Потому в их традиционной религии существует достаточно много разнообразных течений, из которых  в данной статье будет рассмотрена южная ветвь, во многом похожая на культы Юго-Восточной Азии, к примеру, на практики непальских шаманов. (Дагмар Айгнер, австрийский исследователь, посвятившая значительную часть своей жизни изучению непальских культов, рассказывала в своих трудах о традиции вселения индийских божеств и сама овладела техникой вселения одного из аспектов богини Кали). Шаманы же южного течения, в основном, вселяют в себя духов предков, впадая в транс, чего не наблюдается у других ветвей шаманизма бурят.

Впрочем, сакральное мироустройство и мифология отличается не сильно. Вселенная населена не только людьми, но духами и божествами, не особенно добрыми и не слишком злыми – как и все нормальные живые существа, они имеют свойство менять свое настроение.

В подземном мире и на небе живут предки, странствующие по бескрайним кочевьям, а наиболее доблестные из них сами становятся богами. К примеру, Чингис-хан стал богом, хотя мало, чем отличался от него по своему могуществу ещё при жизни. Есть существа, покровительствующие местности, к примеру, горе или источнику воды (говорят, что у самого большого озера в мире тоже есть свой дух- Дедушка Байкал отличается сварливым нравом и неумением решать семейные проблемы, из-за чего его дочь, Ангара сбежала из дома к красавцу Енисею. Это пример сакральной карты, наложенной на географическую), духи-хранители родов, пристально следящие за жизнью своих потомков и даже целых народов, как Бурхан- Нойон, легендарный прародитель всех бурят. Именно они и избирают шамана как посредника и проводника своей воли.

Эта обязанность во все времена была почетной, но очень опасной и трудной. Прежде всего, перед неофитом стоял очень простой выбор- или он начинает камлать  или умирает. Духи не любят непокорных и им, в целом, плевать на желания человека, если на другой чаше весов лежит благополучие многих. Обычно, этот процесс избрания сопровождался тяжелой болезнью, галлюцинациями, психическим расстройством и очень подавленным состоянием.  Духи всегда разбирались в стимулах.

YouTube Трейлер

Потом, пройдя обучение и посвящение, шаман приступал к своим непосредственным обязанностям, а именно, лечил людей, проводил очищающие ритуалы, помогал душам мертвых обрести покой и многое другое. Впрочем, он не был жрецом.  Самые важные молитвы богам возносили всем родом, а его сфера деятельности всегда остается особенной. С незапамятных времен до сего дня шаманы имеют большое значение в жизни бурят, а теперь и русского населения.

Кому и как помогают избранники духов

На данный момент в Иркутской области и республике Бурятия действует несколько объединений шаманов, которые занимаются посильной помощью населению. Сфера их деятельности с древних времен особо не изменилась — они все также лечат людей, совершают обряды и помогают в прочих важных делах, если, конечно, могут. Интересный факт заключается в том, что шаману запрещено требовать  с людей плату, принимается только то, что ему дарят на добровольной основе. В Иркутском филиале МРОШ «Тэнгери» один из шаманов мне сказал, что « …если дадут спичку, буду работать за спичку, но и от миллиона долларов не откажусь».

DSC03336

Ограничением тут служит не столько корпоративная этика, сколько простой факт — духи накажут. Причем, чем сильнее шаман, тем больше цена его ошибки. Обычно, это болезни или смерть в жутких мучениях, что является серьезным поводом не браться за непосильные случаи. Также ответ придется держать и за корыстные поступки, за намеренное причинение вреда.

Впрочем, это не значит, что шаман не может «выпить душу» обидчика или защитить себя, просто духам может не понравиться, если он будет заниматься этим постоянно и причинять большой вред людям. То же самое относится и к камланию духам подземного мира.  Они могут подарить удачу или успех, но с легкостью предадут, если дать им повод. На большом тайлагане (большой обряд поклонения кому –то.  Зависит от места и времени проведения.) рядом с деревней Хужир на острове Ольхон мне и моему товарищу (материалы этой экспедиции частично использованы в данной статье) советовали ни в коем случае не смотреть в глаза шаману, когда он камлает. По поверьям, это может оскорбить духов и душа ослушавшегося будет съедена заживо. Так что мы старались быть крайне аккуратными.

Но кто же становится шаманом в наши дни? Среди членов общества «Тэнгери» есть люди с самой разной судьбой, как правило, весьма тяжелой. Многие из них серьезно болели, бизнес рушился, одним словом,  их судьбы разлетались в пыль. Таким испытаниям их подвергали духи, чтобы они осознали свое предназначение и неудивительно, что эти люди искренне стараются помочь всем страждущим. Что интересно, среди их подопечных встречаются как буряты, так и русские,  и ни для кого они не делают исключения.

DSC03396

При наличии способностей, вы можете тоже пройти обучение и стать шаманом, если, конечно, выдержите. Главным критерием тут является именно наличие особого дара, хотя, безусловно, «не буряты» проходят весьма серьезную проверку, поскольку как показывает практика, ныне слишком много охотников за просветлением, желающим поиграть в Гарри Поттера наяву. Хотя, такие люди обычно ищут красивой обертки, которой приверженцы традиционной религии не обладают ни в коей мере. Что интересно, в ученых многие шаманы видят перспективных учеников. Частично и состав нашей экспедиции был расценен как не совсем безнадежный, в сакральном смысле, только, вот, учитывая суровый характер мира духов, эта оценка выглядела не совсем обнадеживающей.

Итак, шаманы помогают чем могут народу, как было ещё в неолите, но в нынешнем мире их функции немного расширились. После идеологической работы СССР на территориях национальных республик, а также у большинства народов России начался бурный процесс национального возрождения, особенно в духовной сфере. Надо сказать, что традиционные верования у бурят не смогли изжить ни православные миссионеры, ни буддистские ламы и неудивительно, что антирелигиозная пропаганда тут тоже потерпела фиаско.

 Шаманы, как представители духовной сферы жизни бурятского общества, в современном мире начали активную деятельность по восстановлению исконной веры своего народа. Учитывая тот факт, что первоначально они никогда не были жрецами, т.е. служителями культа, специализирующимися на взаимодействии с богами в глобальном плане, а все большие моления проводились главами родов при их помощи, то можно с уверенностью утверждать, что их круг обязанностей приобрел новое звучание.

Через 20 лет после крушения СССР, уже стали нормой большие тайлаганы, призванные не только снискать милость духов, но и приобщить население к их культуре. Шаманы проводят лекции для всех желающих, призванные объяснить место шаманизма в мире и его значение для бурят. Также организуются всевозможные праздники, примером могут служить грандиозные Ёрдынские игры, своеобразная Олимпиада национальных видов спорта. И, судя по активности бурят, эти мероприятия привлекают из года в год все больше посетителей.

Что особенно интересно, воскрешение традиционных представлений прекрасно уживается с западной предприимчивостью и прагматизмом в реальной жизни, хотя, если принять во внимание пластичность этой традиционной религиозной системы и её удивительную способность к адаптации к самым разным условиям, то этот факт прекрасно вписывается в общую картину.

DSC03473

Между прочим, местная администрация, по крайней мере, в Иркутской области активно идет навстречу этим процессам, и помогает регистрировать религиозные общества, дает им определенную поддержку. Конечно, с финансовой точки зрения эта помощь, мягко говоря, небольшая, но сам факт признания и готовность идти навстречу очень ценится, прежде всего, самими бурятами.

Мы своими глазами видели процесс строительства дискуссионного центра, в котором собираются проводить мероприятия, посвященные разъяснению позиции всех конфессий, представленных в Прибайкалье. Это может показаться удивительным, но практически все представители духовенства согласились участвовать в проекте. Кроме, разве что кришнаитов, но они всегда имели особые взгляды на свое место в современной России.

Вот так, примерно, выглядит место бурятских шаманов в современном обществе, их вселенная и модель жизни. Верить или не верить в их взгляды на мироздание и реальность представлений — вопрос сугубо личный, который каждый должен решить для себя сам. Но, вполне возможно, ему об этом скажут духи. Тогда мой совет: лучше не откладывайте в долгий ящик свое путешествие на Байкал, если, конечно, не хотите стать немножко мертвыми.

_______________________________________

Материалы для статьи предоставлены участниками  экспедиции «Иркутск–Еланцы-Ольхон-Усть-Орда» 14-29 июля 2013 Елисеевым Ильей и Василием Телициным.