Sri3sboVWAE

Текст Андрей Сюткин | 01.07.2014

28 июня на территории петербургского завода, производящего слоистые пластики (шоссе Революции, 84), открылась выставка уличного искусства «CASUS PACIS» («Повод к миру»). Искусство снова требует обойтись без жертв: не случайно основными участниками экспозиции стали художники из России и Украины.

lqYetHFxwxA

Вход на выставку сделали бесплатным для всех, но найти его было не так-то просто: любителей индустриального арта ждал увлекательный квест. Проводили его удивленные работники заправок, охранники частных территорий и продавцы местных ларьков, явно не ожидавшие хипстерского десанта на родной район. Черный ход, ведущий на доставшуюся художникам зону завода, располагался примерно в километре от заявленного адреса, и пешим поборникам искусства пришлось запастись терпением. Проще было тем, кто приехал на выставку в специальном автобусе:  с момента открытия и до поздней ночи тот курсировал между площадью Ленина и красной аркой входа.

Мир слоисто-пластикового андеграунда охранялся специально обученными людьми, которые внимательно следили, чтобы извне на выставку не попало ни грамма алкоголя (и не алкоголя), а также никаких видов оружия. Кроме, разумеется, оружия информационного: человек без фотоаппарата или insta-мёта на выставке ужа сам по себе мог считаться арт-объектом. Но среди посетителей таковых не наблюдалось.

okGGr1J9skY

Пространство внутри было разделено на несколько зон, стены которых были расписаны как в лучших домах калифорнийского гетто. В наличии был весь заявленный набор: уличные арты и инсталяции, присыпанные щепоткой перфоманса и украшенные вишенкой дискуссии . Впрочем, все это вы уже сегодня можете посмотреть, поставив хэштег  перед названием выставки. Также на территории завода работали фургончики с едой, которая была достаточно дорогой для того, чтобы показаться гостям вкуснее. Запить её можно было вином или пивом, а ценителям экзотики в одной из галерей предлагали спирт, изготовленный из крови угнетенных россиян и украинцев. Художники утверждали, что таким образом упростили процесс потребления капиталистами тела простого рабочего. Я спросил, много ли смельчаков дегустировало их чудный напиток. Оказалось, что только трое, причем один из них был журналистом «Эха Москвы», а другой, его коллега, представлял «Новую газету».

Fs_XpjF0KGI

Мне довелось поговорить с куратором выставки, Анной Нистратовой. По ее словам, изначально главной темой экспозиции была первая мировая война. Русско-украинская часть проекта задумывалась лишь как одна из составляющих, целью которой было показать различные подходы к уличному искусству в двух родственных странах. Но после определенных событий история об отношениях России и Украины затмила все остальные темы.

«Уже в аэропорту на украинских художников оказывалось в давление. Их не хотели пропускать, спрашивали, как они относятся к Майдану, и чем будут заниматься в России. Вытаскивать из аэропорта их пришлось всем  миром», — рассказывает Анна.

Сама идея создать музейный проект так далеко от культурного центра показалась организаторам интересной.  «В Петербурге много красивого, но окраины не охвачены искусством совершенно, поэтому людям приходится ехать в центр. Проекты, подобные нашему, оказывают большое влияние на свои микрорайоны. Когда в Москве открылся «Флакон», рядом тут же появились точки питания, рестораны и все соответствующие вещи. Думаю, скоро здесь тоже многое изменится», — утверждает Анна.

U3nFT2d53KA

Вдохновленный её посылом, я отправился прогуляться по тому самому району, который вскоре должен преобразиться благодаря силе искусства. Навстречу мне время от времени попадались люди, ищущие вожделенный вход. Одна молодая пара буквально подлетела с расспросами: «Фестиваль на заводе пластика? Что там, тяжелые наркотики? (смеются) Мы живем в соседнем доме, вышли посмотреть. Столько фриков одновременно мы в жизни не видели!» Я отправил ребят  в сторону красной арки, и вскоре они смешались с толпой.

ZwaF2uj3j3Y

Совершив променад по району, я наткнулся на несколько интересных работ,  авторы которых, видимо, не стремились попасть в индустриальный Эдем. Милейшая собака и трансформированная из чего-то приличного надпись «По полёт» особенно запали мне в душу. Жаль, что под уличными картинами вне музейного пространства не стоит подписей.

MwNXThbMZ9Q

Когда я вернулся, музыкальную сцену посреди завода уже буквально тошнило публикой: «Кровосток» собрал преданных фанатов. Глубоко индустриальная по духу песня «Череповец, Череповец… Ничего личного – просто пи***ц» производила на интеллектуальную элиту Петербурга завораживающее впечатление. К этому моменту кровь участников действа уже содержала столько спирта, что пить ее можно было безо всяких дополнительных процедур. Так что один из последних перфомансов — появление людей в черных балаклавах —  не сразу был понят правильно. Спасло от народного негодования псевдо-беркутов только то, что вместо щита и шлема они использовали зеркала, как бы посылая собравшимся глубокую общественно-политическую мысль.

Выставка «CASUS PACIS» продлится до 15 сентября. Через несколько лет часть цехов завода будет окончательно видоизменена.  Архитектурное бюро  «JKMM Architects» планирует создать здесь творческий квартал с галереей, хостелом, лекционными залами, коворкингом и ресторанами. Когда все эти объекты начнут действовать, состоится официальное открытие  Музея уличного искусства. А пока внимательней следите за надписями на стенах своих домов: возможно в учебниках будущего их фотографии станут несомненным доказательством величия человека в 21 веке.

AzZ59ZFxLfY

Фотографии предоставлены автором