1 (1)

Текст Сергей Лебедев | 29.10.2013

Я давно хотел написать этот текст. А, теперь, мне подвернулось аж два инфоповода. Про события вокруг банка «Возрождения», думаю, знают все. А, вот, про недавний казус с ценой на нефть малоизвестен.

Представьте себе ситуацию: я помешан на военной истории и поклонник Алана Мура. И, вот, к какой-нибудь годовщине Вьетнамской Войны я публикую в своём ЖЖ пост, примерно, такого содержания: «Американцы наступают по всем фронтам. С небес рекой льется огонь. С ними – огромный синий мужик, кажется, он вообще неуязвим. Он…. Он может испепелять взглядом».

YouTube Трейлер

Понятно же, что это фейк, да?

А вот что случилось недавно. Израильские военные решили аналогичным образом отпраздновать годовщину Войны судного дня и написали в своем официальном Твиттер-аккаунте шуточное сообщение в стиле «сводки с полей», сопроводив это тегом «Война судного дня». Плюс ко всему в тексте упоминалось «советское вооружение». Короче было очевидно, что они изволят шутить. Однако это сообщение привело к реальной панике среди нефтяных трейдеров и цена на нефть временно подскочила.

1 (1)

Частично, конечно же, это можно объяснить деятельностью биржевых роботов — они юмора не понимают и тупо реагируют на ключевые слова – «Израиль», «война», на основе чего принимают решение закупить нефти. Но и без форменной паники среди нефтетрейдеров, нервно отреагировавших на твит, явно не обошлось.

Короче, поговорим о том, как распространяются паника и слухи.

 Панические атаки

Я помню в каком-то фильме, который я смотрел в детстве, кто-то произнёс такую фразу: «Мы все боимся. Только идиот не испытывает страха». Как подчеркивает Акоп Назаретян  — один из ведущих российских экспертов в области политической психологии, паника всегда имеет антиволевой характер. В этом состоянии ослабляется волевой контроль нашего поведения, мы перестаем усилием воли заставлять себя что-либо делать. Наши действия сводятся к примитивному (и, следовательно, не очень продуманному) удовлетворению потребности в физической безопасности. Бежать сломя голову, нервно нажать кнопку «купить» — все это панические действия.

Кстати говоря, согласно сформулированному Питиримом Сорокиным закону поляризации, массовые паники сменяются периодами массового оптимизма и наоборот. Всплески панических настроений как бы кучкуются на исторической timeline и следуют один за другим.

1 (1)

Что приводит к панике

Можно перечислить огромное количество факторов, но одним из самых главных является социально-психологическая напряженность, обычно выливающаяся в ощущение нависшей над миром беды. Знаменитая история с радиотрансляцией Войны миров, реально напугавшей жителей Калифорнии, не случайно, имела место в 1938 году. Экономика только-только оправлялась от Великой Депрессии, а в воздухе уже витало предчувствие нового военного конфликта. Как отмечает Назаретян, после Второй мировой войны этот радио-спектакль повторили в качестве социального эксперимента в Латинской Америке. Сильного страха уже не возникло.

Не менее важную роль играет общая нехватка информации. Неизвестное и непонятное всегда пугает. Я думал над примером, но, вместо этого, вспомнил шекспировское «мириться лучше со знакомым зло, чем бегством к незнакомому стремиться». Ну, или английский вариант с “the devil we know”. Пока я искал в Интернетах картинки с дьяволом, мне пришел в голову отличный пример: как конкистадоры наваляли ацтекам. Огнестрельное оружие очень пугало подданных Монтесумы II.

5

Важный вывод: чем выше уровень осведомленности (пусть, даже мнимой), тем выше устойчивость социальной группы к панике. Обладая знаниями, даже неверными, из безвольного объекта событий мы превращаемся в действующих субъектов и, как сказали бы советские психологи, «овладеваем ситуацией».

Исторический анекдот, который поможет лучше запомнить эту мысль: Наполеоновский маршал Мишель Ней, чтобы остановить бегство своих солдат, отдал им приказ пробежать еще, как минимум, 10 километров. Получив сообщение, они достаточно быстро остановились. За счет приказа, он превратил их из объектов в субъектов деятельности. Но это – анекдот, достоверен он или нет – я не знаю.

А вот установка: «Не потому, что это легко, а потому что – трудно», которую дал Кеннеди своим согражданам, перед стартом Лунной программы – уже исторический факт. Атмосфера в США тогда была достаточно напряженной – всех пугала космическая гегемония.

Наконец, необходимо отметить отсутствие лидеров и групповой сплоченности в качестве отдельного фактора. Экспериментально доказано, что группы без четко выраженных лидеров и намертво скрепляющих их ценностей ведут себя намного нервознее. Чем более дезорганизована группа, тем более нелепым может быть стимул для паники.

Она начинается с шокирующего стимула, который подхватывают самые нервные. Далее действует механизм психологического заражения (ссылка на статью про «глас народа») и страх передается всей группе.

Теперь перейдем к анализу того, как распространяются слухи.

Слухами земля полнится

Наверное, у большинства из нас слухи ассоциируются с какой-то ложной или, как минимум, сомнительной информацией. Но, на самом деле, кажется, нет ни одного известного исследования, которое бы доказывало, что большинство слухов оказываются ложными. В первую очередь — это информация, которая передается по каналам межличностного общения. А достоверная она или нет – это уже дело десятое.

Многие социологи и экономисты пренебрегают изучением слухов, игнорируя тот факт, что во многом они — лакмусовая бумажка общественных настроений. Многие данные невозможно получить в ходе социологических исследований. Хотя бы, за счет известного парадокса Ричарда Лапьера – установки, которые декларируют люди, могут бесконечно отличаться от их поведения. В российских реалиях это можно было бы назвать «парадоксом Жириновского» – постеснявшись сказать в ходе опроса, что он проголосует за ЛДПР, избиратель в последствие отдает голос данному политику.

1 (1)

Классификация слухов

СЛУХ-ЖЕЛАНИЕ. Этот слух отражает чаяния и устремления социальной группы (неожиданно, правда?). По сути, он является продуктом Wishful thinking (на русский нет адекватного перевода). Кроме очевидной идеи, что анализ слуха позволяет понять потребности социальной группы, важно заметить, что он обнажает ее уязвимые места.

1 (1)

Провоцируя распространение ложных надежд, которые потом не сбываются, можно капитально деморализовать социальную группу. В ходе переворота в Чили был распущен слух о том, что верный Сальвадору Альенде генерал Пратс, вместе с подконтрольными ему войсками, уже на подходе к столице.

Генерал Пратс в этот момент уже был арестован сторонниками Пиночета. И, когда этот слух –желание распространился, генерал Пратс был доставлен на  телевидение. Чилийские коммунисты поняли, что их надежды не сбудутся и были капитально деморализованы.

СЛУХ-ПУГАЛО. Опять же, все понятно из названия. Слух распространяет панические сведения (как в случае с ценами на нефть в начале статьи)

1 (1)

Римские полководцы запускали слухи о необычайной храбрости римлян. Монгольские полководцы – о многочисленности своих войск, не случайно про них говорилось – «тьма тьмущая».

АГРЕССИВНЫЕ СЛУХИ. Этот вид слухов заточен на «поиск виноватых» и работают на основании так называемого «манихейского мышления», когда все проблемы представляются результатом заговора дьявольских сил. По мнению Збигнев Бжезинского, к манихейскому мышлению был склонен Буш-младший, воспринимавший мировую политику в рамках дихотомии «силы добра и силы зла».

Я думаю, вы без трудов найдете кучу примеров агрессивных слухов в повседневной жизни. Реформа образования, конечно же, связана с тем, что в ГУ-ВШЭ ненавидят российскую науку и хотят ее развалить. А на улице сейчас холодно, потому что США и Израиль испытали на России климатическое оружие.

Как распространяются слухи и что с ними происходит?

В ходе распространения слухов коллективное сознание сглаживает неинтересные для группы подробности и заостряет те аспекты, которые интересны для этих людей. Также слухи адаптируются под установки и ценности социальной группы. Последняя мысль была продемонстрирована в ходе остроумного эксперимента. В качестве испытуемых, были избраны белые жители южных американских штатов. Им быстро показывали фотографии, где дрались афроамериканец и белый, причем у белого в руках была бритва. После этого, их просили рассказать, что они видели. И, что же происходило, в ходе пересказа бритва всегда оказывалась в руках у афроамериканца.

1 (1)Очевидно, что двумя факторами, частично способствующими распространению слуха, являются стремление повысить личностный статус и поддержать эмоциональный баланс в группе. Когда вы пересказываете какие-то «эксклюзивные» сведения, вы временно оказываетесь в центре общественного внимания и источника знаний, что повышает ваш статус. Конечно же, очевидная мысль, что слухи могут создаваться для того, чтобы успокоить группу.

Но социологи и социальные психологи пошли дальше и попытались выяснить, что именно влияет на распространение слухов, какие факторы этому способствуют. На основании исследований, они вывели целую формулу.  Чем интереснее тема, и чем меньше информации, тем активнее распространяется слух.

Слух = интерес к теме X дефицит надежной информации

Надежная информация – не обязательно правдивая. Это информация, которой мы доверяем, информация, которая заполняет когнитивный вакуум в нашей голове. Ее истинность или ложность – также дело десятое. Дефицит надежной информации – это, по сути, отсутствие сведение или низкое доверие к источнику сведений.

Дефицит надежной информации = 1/(количество сведение X доверие к источнику)

 Слух = Интерес к теме/(количество сведений X доверие к источнику)

 1

Бонус напоследок

Лайфхак 1. Как была создана популярность Ельцина.

Сторонники Ельцина распустили слух о том, что он полетел со всех постов. Причина – конфликт с женой Горбачева. Эту мадам в народе очень не любили, поэтому пострадать от нее – стать народным героем. Кстати говоря, какой из трех видов слуха это был?

Лайфхак 2. Как сбить с толку оппонента?

В ходе избирательной компании в одном из регионов действующий глава затеял какую-то странную стройку. Оппоненты сразу стали распускать слухи, что там будет построен химический завод, что он будет подконтролен местным мафиозным кланам, и что делается это с попустительства действующего главы. За 3 дня до выборов глава республики заявил, что сам не уверен в целесообразности строительства завода, и что этот вопрос будет решаться на народном референдуме. Оппоненты, построившие свою кампанию на критике этой стройки, потерпели фиаско.

Лайфхак 3. Зачем изучать анекдоты?

Изучение политических анекдотов позволяет определить уязвимые точки в доминирующей политической картине мира и атаковать их. К примеру, официальная пропаганда преподносила Брежнева как мудрого и дальновидного руководителя Советского Союза. В анекдотах существовал совершенно другой Брежнев – стареющий, впадающий в маразм и обожающий вешать на себя ордена.

Что почитать

А.П. Назаретян. «Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании».

С. Московичи. «Век толп. Наука о массах».