Текст Илья Елисеев | 27.11.2013

Профиль

 Дата рождения: 30-е марта, 1970 года.

Место рождения: город Москва.

Род деятельности: Бизнесмен, также проводит мастер-классы и тренинги, иногда фигурирует в  прессе как «отец русского ритейла».

Послужной список: Основатель X5 Retail Group, генеральный директор ЗАО «Пятерочка»,  «Карусель» и ещё  более 15 торговых сетей;  генеральный директор компании ГК «Логос» ООО  «Центры оптовых продаж»; Вице-  президент по продажам и маркетингу Манхэтан Инд. Корп.  Grundig GmbH.

О себе: http://www.potapenko.ru/biografi.html

Вы лицо публичное. Постоянно выступаете на мероприятиях, посвященных бизнесу. Зачем это вам? Российские предприниматели, как правило, стремятся оставаться в тени.

Публичного во мне не больше, чем в тех, кто никогда не появляется на экранах и не дает интервью. Да, я считаю своей миссией, если хотите, с одной стороны, представлять предпринимателей, особенно ненавидимое «торгашество» (ритейл), с другой — давать тем, кто вступает на этот путь, информацию, которую они могут использовать во благо. Чтобы они представляли, что их дорога не будет усеяна лепестками роз, но и дать им совершенно простые и практичные инструменты, которые они могут применить и выжить, а не загнуться, как 90% их конкурентов.

Для кого-то мои слова становятся просто «волшебным пинком», чтобы подняться и начать не просто фантазировать, а действовать. В моем представлении, так я улучшаю страну, потому что любая эволюция начинается с самого себя. Если ты отвечаешь за свою жизнь, слова и действия и развиваешь, а не разрушаешь себя и то, что вокруг тебя, то ты просто нормальный человек.

Что касается публичности, я регулярно сталкиваюсь с тем, что находятся любители покричать: «А-а-а, у него нет сайта, значит, нет бизнеса». За очень редкими исключениями никто не знает имен моих партнеров и далеко не всегда знают даже названия тех объектов, которые находятся в управлении. Потому что инвесторам и партнерам важна конфиденциальность, и я их понимаю. И то, что я сижу «в телевизоре» или вот сейчас даю это интервью, ничего не меняет.

У нас общество устроено так, что как только ты начинаешь высовываться, ты попадаешь под прицел. Либо это будут чины и погоны, которые захотят забрать бизнес, либо толпа, которая мечтает разорвать зажравшегося буржуя.

 Вы являетесь активным критиком политики власти по отношению к бизнесу. На ваш взгляд, отношение к бизнесу за последний год не изменилось?

Изменилось, власть еще более откровенно демонстрирует всеми возможными способами, что предприниматель в нашей стране — никто и ничто. И что можно на него плевать, его можно убивать и резать по живому, а он, как баран, сам придет на убой. Сотни тысяч закрытых ИП, сотни тысяч канувших в небытие микробизнесов и самозанятостей. Зато разнообразные ФРИИ, Сколково, сообщества, клубы, ассоциации, конкурсы, акселераторы, инкубаторы и вся прочая стартаперская пена.

Этой ИБД (имитацией бурной деятельности) активно прикрывается то, что государству как системе в ее нынешнем виде не нужен средний класс и предприниматель. Поэтому шумно, с фейерверками и оркестром, дадим какую-то скромную сумму на прожрать десятку человек — и в это время спокойно придушим остальных.

YouTube Трейлер

Что вы думаете про различные организации предпринимателей типа «Опоры России» и «Деловой России»? Они выполняют поставленные перед собой задачи? Вы сами входите в какие-то организации?

Тусовки по интересам, которые не могут реально защитить своих членов или повлиять на ситуацию. Это не европейские профсоюзы, которые могут нагнуть всех и вывести людей на улицы. Вы видели наши предпринимательские организованные всеми этими тусовками митинги? Даже бессмысленные и бестолковые марши и Болотные на их фоне — просто вершина активности и проявления хоть какой-то позиции.

Я не вхожу в организации, потому что мне не нужно, чтобы за меня говорил и отвечал какой-то дядя с трибуны. Влияния все эти организации не имеют, они точно так же делают только то, что им разрешают делать. В этих рамках они трясут флагами или устраивают дискуссии, а что на выходе? Вспомним те же ИП и предпринимательскую амнистию. Есть результат действий организаций?

2

Что Вы думаете о новых структурах, появившихся не так давно на волне популяризации предпринимательства, вроде «Бизнес Молодости»?

Нового в этих «структурах» ничего нет, это те же принципы, которые веками используются в сектах и разнообразных пирамидах. Они не имеют никакого отношения к предпринимательству или его популяризации. Задача любой такой секты — обогащение ее лидеров и развод лохов на деньги. С этим они справляются более, чем успешно.

За самопиар, умение продавать и за выявление доверчивых идиотов им пять с плюсом. За то, что они строят это на идее обучения предпринимательству, и я это открыто лично говорил Петру Осипову, – два с минусом. Да, они позорят в моем понимании и звание предпринимателя.

Учить они не имеют права, да и не могут они ничему научить, могут провести сеанс психотерапии или своим последователям передать опыт строительства такой же пирамиды, но это и все.

Вы утверждаете, что государственные деньги – это зло для предпринимателя. Вообще, предприниматель должен ли соприкасаться с государством по своей доброй воле? Или лучше быть в тени?

По доброй воле или без нее — он соприкоснется, причем еще на этапе открытия бизнеса.  Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. И, если задача стоит все-таки легально работать, то начнется бизнес не в Интернете, где этого меньше пока, а в реальной осязаемой жизни с умения выстраивать отношения с административными структурами и правильно оформлять бумаги. Для открытия точки общепита нужно это сделать 34 раза — именно столько у нас разрешительных бумаг и подзаконных актов.

Можно попробовать поиграть в свободного человека в свободной стране, но сядешь довольно быстро. Так что проще не выпендриваться и научиться играть по правилам. И делать это так, чтобы не подкопаться было.

В 2010 и 2011 годах у нас обыски и проверки шли чередой, что называется, не успели проводить первых — в дверях стоят вторые. Кстати, не в последнюю очередь та самая «публичность» помогла: когда у нас на совершенно смехотворном основании вынесли чуть не до голых стен весь офис, по совпадению позвонил кто-то из журналистов. Я извинился, что не могу дать интервью, и тут же информация разлетелась по СМИ, к нам тогда кто только ни звонил и ни приезжал.

Вернуть изъятое – не вернули, но вопрос спустили на тормозах, после такого откровенного беспредела уже не было. Но в этом году, например, попробовали насчитать нам 180 млн. налогов в одном из подразделений. Попробовали бы поиграть в «уход в сумрак» – сели бы уже все и прочно.

Есть определенное противопоставление частного бизнеса и государства. Есть ли, на ваш взгляд, сферы, где должно выступать государство монополистом?

Есть стратегически важные сферы, связанные с безопасностью страны, куда невозможно и не нужно пускать частников.  Во всем остальном должна быть нормальная здоровая конкуренция. Сейчас частное предпринимательство в России — это мелочь, шелупонь. Даже в такой большой отрасли, как ритейл (а он второй, после нефте-газовой отрасли, налогоплательщик, на минуточку).

Про все остальное даже говорить не приходится. А весь крупный «бизнес», все сырье, энергетика, финансы, транспорт и т. п. и  так в руках «государства», то  есть вполне конкретных людей, занимающих конкретные должности. У нас вся экономика, если говорить откровенно, монополизирована «государством» – небольшим кругом лиц, занимающих определенные должности.

YouTube Трейлер

Многие стартаперы придумывают идеи для того, чтобы получить инвестиции от фондов. Их вообще можно считать предпринимателями?

Деньги — это просто ресурс. Необходимый, но недостаточный. Если вы можете продать свою идею не важно кому: маме с папой, друзьям, «ангелам», инвест-фондам, частным инвесторам, банкам или клиентам, то вы – уже молодец. Умение получать необходимый для развития ресурс и правильно его расходовать — это важное качество для предпринимателя. И поверьте, что за свои деньги инвестор с вас так спросит, что мало не покажется.

Другое дело, если речь о грантососах, которые на эти деньги покупают себе айфоны, машины и квартиры и мечтают лежать под пальмами и ничего не делать. Это, действительно, не имеет никакого отношения к предпринимательству, это обычные любители халявы.

Фактически важнейшей чертой для предпринимателя является интуиция. Как считаете, как её нужно тренировать?

Я не знаю, что такое «интуиция», в вашем понимании, и тем более не знаю, зачем она предпринимателю. Важнейшая черта — умение достаточно нудно и ежедневно работать, совершать одни и те же рутинные действия, сидеть проверять бумажки и таблички, банально просчитывать.

Если вы считаете, что бизнес — это рулетка, правильно поставил – тебе повезло… То это для казино, это про игру на деньги, а не про предпринимательство.

А если ты создаешь свое дело, то надо уметь раскладывать процессы, максимально дефрагментировать, трезво рассчитывать и планировать. И не бояться работы, в том числе и работы руками — выходить к клиенту, смотреть ему в глаза, разговаривать, обслуживать его. И строить бизнес не на основании своих бредовых фантазий, а на основании его реальных потребностей и желаний.

YouTube Трейлер

Как вы относитесь к деловой литературе. У предпринимателя есть время читать?

У предпринимателя есть время на все, что он считает нужным. Я считаю деловую литературу пустой тратой времени. Потому что еще можно почитать курс по катанию на велосипеде или биографию великого горнолыжника — и мечтать, что завтра ты сядешь на велосипед и поедешь или станешь олимпийским чемпионом.

Я читаю в основном в метро с телефона или планшета, причем художественную литературу. Перечитываю то, что читал в детстве, иногда что-то современное, но легкое и ненавязчивое. Мне надо убить час времени в дороге, не более того. Никакого особого смысла я в это не вкладываю.

Ритейл представляется сферой, связанной с огромным количеством общения с подрядчиками, выстраиванием внутренних систем. Фактически – огромная империя. Как правильно делегировать полномочия?

Как я уже говорил, раскладывать все на процессы и подпроцессы, максимально дефрагментировать. И выделять зоны по функционалу, кто какие процессы выполняет, и кто за них отвечает. Мне недавно ребенок задал вопрос, в чем отличие генерального директора и управляющего партнера и кто из нас «главнее». Так вот касательно полномочий: я не могу уволить уборщицу или менеджера по продажам, а он может. Но при этом он не определяет генеральные цели компании и стратегию развития. Так что все делегирование состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом. Для каждой позиции нужно просто четко определять функционал, то есть набор действий.

 Как правильно выбирать персонал? Какие критерии для вас наиболее важны? Особенно, что касается управленческих кадров.

Единственные критерии — человек хорошо выполняет тот самый функционал, о котором мы говорили. Мы не берем людей «с рынка» ни на какие значимые управленческие позиции или, тем более, в офис (который всего 54 человека на почти 8000 линейных сотрудников). Все растут снизу, все годами трудятся и поднимаются. Человек справляется со своими обязанностями, берет на себя больше процессов и ответственности, если видим, что справляется и дальше, то он растет.

Кому-то это не надо, человек доходит до директора магазина или столовой и продолжает на этом месте работать. И, тем более, у меня нет никаких молодых гениев, которые после института приходят и садятся греть попой стул в офисе. Сначала в поля — потом, если выдержишь, то можешь чего-то добиться. Меня часто этим упрекают: как же так, а сам-то приходил в 20 с небольшим лет сразу генеральным директором… Только я до этого отпахал от менеджера по продажам, который видеоплееры сам продавал, физически садился в машину — и ехал по Золотому кольцу договариваться об открытии точек. И только потом уже стал вице-президентом представительства Grundig в России.

Так строилась моя карьера во всех компаниях, снизу вверх. И только потом я приходил сразу на топовые позиции. И то же самое я исповедую у себя: покажи себя в деле, докажи, что можешь.

Наверняка вам неоднократно приходилось сталкиваться с контрафактной продукцией. Как предпринимателю обезопасить себя?

Это сознательный выбор: высокий риск и высокая прибыль или умеренный риск и умеренная прибыль. Есть люди азартные, которые хотят все и сразу и делают ставку на быстрый рост. Даже имена можно сейчас не называть, вы знаете, что стало с ними и их бизнесами. Я никуда не тороплюсь, у меня достаточно скромные потребности, виллы, яхты и золотые унитазы не из моих грёз, поэтому не вижу необходимости рубить бабло любой ценой.

А почему я говорю про сознательный выбор? Вы же, видя в переходе часы Rado за 1500 рублей, понимаете, что они – ненастоящие? А около Белорусского, когда вам айфон за 10 тысяч предлагают, вам приходит в голову, что он ворованный? Вот то же и с предпринимателем, он прекрасно знает, где контрафакт, а где нет. Если он, конечно, не идиот. Но это уже к психиатру.

YouTube Трейлер

Как правильно выстраивать свои отношения с партнёрами по бизнесу? В какой момент Вы понимаете, что человеку можно доверять?

Мне не нужно ему доверять, нужно сделать так, чтобы у него не было искушения и возможности меня подставить. За бизнес у нас в стране отвечают свободой, здоровьем и иногда даже жизнью. Моя задача — создать максимально безопасную для него и для себя систему. Этим отличается операционный бизнес, тем, что отнимать тут, по большому счету, нечего.

Ну, предположим, отжал ты у меня недвижимость, сидишь с этими бетонными стенами и смотришь на них, а делать-то что? Все мои основные активы — в моей голове, поэтому устранение меня из бизнеса болезненно не для меня, а для бизнеса.

И тут точно так же, как с сотрудниками: никто никому не должен доверять, каждый играет свою роль, выполняет свои действия и приводит компанию к запланированным показателям. Все эти параметры и показатели измеримы, выражены не разными там «хорошо», «плохо», «качественно» и прочими непонятными словами, а цифрами: количеством, временем, деньгами и пр.

Какая мотивация у вас была перед открытием вашего первого бизнеса?

Мне просто всегда нравилось заниматься продажами и обслуживанием клиента, вне зависимости от того, в своей это компании или в той, куда меня приглашали «наемником». Мне нравится, что совершенно понятно и объяснимо для мужчины: развивать, распространять и захватывать территории. Это нормальное мужское эго — стремление к монополии в своей сфере.

С определенного момента это уже не вопрос денег. Конечно, когда есть хочется, то мотивация — банально пожрать. Когда ты сыт, то тут уже цифры на счетах радуют просто с точки зрения того, что счетчик крутится и рост идет. Я сам как потребитель – кошмар   любого продавца. Мне не интересно менять существующую модель на более дорогую, новую, навороченную и т. п.

Если у меня это уже есть и оно работает, то шансы, что я пойду покупать новое, нулевые. Я вот недавно разбил экран на телефоне, заменил его за 800 рублей и хожу дальше. И машины есть две, доезжаю до метро и езжу по городу на метро, потому что так быстрее и более предсказуемо. Так что деньги не могут быть стимулом для развития бизнеса, только, если ты не голодный.

YouTube Трейлер

Бизнес – это постоянная нервотрёпка. Как вам удается держать себя в тонусе?

Как в анекдоте: «А я и не напрягаюсь». Я не очень понимаю, что такое «отдыхать» в смысле лежать овощем на пляже и подобное.  Если я устал от одного вида деятельности, я его меняю на другой, в котором мне так же нравятся и процесс, и результат.

Есть отличный рецепт из трех «С» для снятия стресса: спорт, секс, сон. В любом порядке и пропорции.

Обложка — оригинал