1

Текст Григорий Желнин | 15.01.2015

Мечта

Термины MVP, elevator pitch, Demo Day, и то, что за ними стоит, хорошо знакомы каждому стартаперу. И не просто знакомы — это важный аспект стартаперской культуры, погружение в которую в определенной степени служит залогом успеха современного IT-предпринимателя на его тернистом пути.

Приходишь на Demo Day, демонстрируешь инвесторам MVP, произносишь, заученный как мантру, свой питч, и все, ты уже состоялся. Инвестор тут же подходит к тебе, говорит проникновенные слова, жмет руку, а потом, бережно взяв под нее, ведет в переговорку, где, сделав по глотку «Сан-Пеллегрино», вы тут же заключаете договор, в котором фигурирует цифра с шестью (ну или ладно), с пятью нулями в конце. Так выглядит классическая стартаперская мечта, в несколько утрированном, конечно, виде.

Между тем, счастливое завершение Demo Day миллионными инвестициями чуть ли не для каждого второго стартапа — миф, в призрачности которого многие успели убедиться.

Реальность

Люди, участвовавшие в различных Demo Days, знакомы с нюансами их проведения и крайне неравнозначными результатами на выходе  — примерно 1% счастливчиков, обретающих желаемые инвестиции, против 99%, уходящих ни с чем, готовиться к очередному Demo Day. Причем, анализируя опыт неудач, многие почему-то задумываются над моментом самой презентации, концентрируясь на переработке питча, подаче, и оставляя без изменений саму концепцию проекта или сделанный однажды и на века прототип.

После этого, стартап, зачастую, продолжает жить лишь идеей обретения инвестиций, останавливая до этого любую другую деятельность. И лишь небольшая часть отвергнутых претендентов, разочаровавшись  в скорой инвестиционной поддержке (но не в своем продукте), начинает думать на тему «Может, и сами справимся?».

И как правило, с этого момента сразу все начинает получаться – работа кипит, продукт становится лучше, привлекает пользователя, а то и начинает приносить какую-то прибыль, и главное, появляется несокрушимая вера в свои силы. А именно она, и то, что ее порождает, в конечном итоге и привлекает инвестора, встретить которого можно где угодно.

Концепция

Одно из таких мероприятий, где может произойти судьбоносная встреча —  Startup CEO DAY, представляющий собой, по сути, «выпускной» участников программы ABRT-Mangrove CEO Camp. Программа длится несколько месяцев, часть семинаров проходит в Санкт-Петербурге, другая – в Пало-Альто в Кремниевой Долине. На протяжении всей программы стартапы интенсивно работают над своими проектами вместе с экспертами рынка. Опыт, который получают участники – комплексный и разносторонний.

Программа формирует вокруг себя сильное профессиональное сообщество. Каждый участник вовлекается в динамичную атмосферу успеха, получает полезнейшие советы, поддержку и уникальную синергию совместной работы.

3

Основатели проекта RIDERS отмечают:

«Мы очень удивлены уровнем организации и пользой, которую наш проект получил от участия в CEO Camp. Всего за два месяца, благодаря советам и замечаниям экспертов, нам удалось правильно структурировать подход к развитию проекта: мы расставили приоритеты, начали измерять эффективность того, что мы делаем, сформулировали 4U и на их основе переработали сайт и страницу приложения в App Store, что кратно увеличило конверсию посетителей в пользователей».

Обсуждение рабочих моментов и достижений, разбор ошибок, дают возможность сравнивать собственный прогресс  с развитием тех, кто с тобой работает и учится бок о бок.

«Участники и выпускники делятся впечатлениями, и отмечают, что совместный «разбор полетов» с коллегами дает мощный импульс дальнейшему развитию. Не редкость услышать – «раньше мы думали, что сами довольно быстро бегаем, а тут встречаем ребят, которые не уступают нам в динамике развития, а в чем-то и превосходят». Во-первых, узнаешь много для себя нового, и кроме того, это очень стимулирует», — рассказывает один из основателей и вдохновителей ABRT-Mangrove CEO Camp Илья Антипов.

Илья Антипов

Илья Антипов

Встреча сообщества

Финал ABRT-Mangrove CEO Camp очень заметно отличается от классических Demo Day, где взволнованные стартаперы сбивчиво презентуют свои проекты инвесторам, от которых их отделяет пропасть, подобная разнице между смертными и богами.

Здесь все выглядит совсем иначе. Разумеется, без питчей не обходится. Но кроме презентаций проектов-участников, рассказывающих о том, насколько продвинулись и чего достигли, на CEO Day можно услышать выступления инвесторов и представителей компаний-партнеров, посвященные «трендам сезона», анализу инвестиционного климата и оценке объектов для инвестиций.

Выпускники предыдущих программ, рассказывают о жизни своих проектов после программы – какие моменты наиболее повлияли на развитие, чего удалось достичь за прошедшее время. Обсуждение идей и проектов происходит в непринужденной обстановке, создающей почву для контактов и нахождения взаимных интересов.

4

Поиск инвестора на CEO Day – не явная и далеко не первостепенная задача.  Задуманный как равноправное сообщество обладателей инвестиционного капитала и творцов, способных его преумножить, CEO Camp представляет собой уникальную среду для продвижения инновационных проектов, в которой контакт стартапов с потенциальными инвесторами происходит в атмосфере открытого общения.

На привычных Demo Days такого не увидишь. Влиятельные и деньги имущие гости публично не представляются, а четкое разделение на зрителей,  «заказывающих музыку», и выступающих, невольно ассоциируется со средневековьем.

Startup CEO Day – напротив, прежде всего выравнивание отношений между стартаперами и заинтересованными в их потенциале искушенными бизнесменами, которые здесь не только для того, чтобы оценивать, выбирать и брать – они дают не меньше, делясь своим опытом.

Кроме рассмотрения различных аспектов ведения бизнеса и налаживания связей между стартаперами и инвесторами, обмен опытом с такими же основателями и руководителями других стартапов — одна из главных составляющих выпускного Startup CEO Camp.

За инвесторами же дело не станет. В процессе общения между ними и и многими стартапами возникает взаимный интерес, который позволит участникам программы впоследствии получить инвестиции на масштабирование своих проектов.

CEO ADDREALITY Сергей Галеев:

«Мы получили важные для развития в РФ связи и сильных партнеров. Некоторые из наших менторов проявили интерес к полноценной работе в коллективе, а это люди с большим опытом построения бизнеса. Это не оставило без интереса и инвесторов. Основываясь на том, что у нас полноценный коммерческий продукт мы решили сотрудничать по вопросу инвестиций со стратегическими партнерами. Сейчас на стадии подписания всех необходимых документов».  

Сергей Галеев

Сергей Галеев