Текст Вадим Квачев | 14.10.2013

Людям, если они чувствуют между собой нечто общее, свойственно объединятся в группы. Бизнесмены, в этом смысле, — не исключение. Ассоциации предпринимателей, занимающиеся интеграцией бизнес-сообщества, лоббизмом и согласованием интересов, известны со времен Древнего Рима. Однако, сегодня, как и в классические времена, деловые объединения, порой, неотделимы от социальных клубов и полукриминальных тусовок. Нас же интересуют те ассоциации предпринимателей, деятельность которых полностью соответствует заявленным целям.

Прежде всего, необходимо разделять объединения предпринимателей на два класса: созданные с экономической целью и созданные с целью представительства интересов. Первые представляют собой бизнес-объединения, появившиеся для консолидации усилий по получению прибыли, тогда как вторые – общественно-политические и даже, в значительной мере, культурные ассоциации, основанные на общности интересов.

Хотя нельзя говорить, что эти классы между собой не смешиваются, нас интересуют преимущественно те объединения, которые движимы второй группой целей —  Коммерческие палаты (также в тексте фигурирует сокращение КП — прим. ред). Некоторым из подобных организаций  насчитывается сотня лет, как, например, Коммерческие палаты в городе Глазго или на Гавайских островах. Как же появились коммерческие палаты и актуальна ли их деятельность сегодня.

От гильдий – к палатам

Появление гильдиевой формы организации в Европе относят к IX веку. Это период, когда города и проживающие в них сословия мастеров составляли основу производящей экономики. Мастера были заинтересованы в социальной организации своего дела и жизни с помощью цехов, которые были объединены по профессиональному признаку. Первоначально, главной функцией цехов была организация сбыта, правил конкуренции, регламентирование качества продукции и цен.

Затем гильдия превратилась в военную, политическую и экономическую организацию: гильдии боролись за власть, у каждой был свой герб, святой покровитель и обоснованные этими социокультурными символами политико-экономические цели. Гильдия Арте делла Лана, объединявшая торговцев шерстяной одеждой, в покровители записалась к апостолу Матфею, а ее герб – агнца с нимбом и белым знаменем Св.Георгия до сих пор можно увидеть на улицах и в храмах Флоренции.

Внутри гильдий родились компаньонажи – объединения подмастерьев, которые передавали друг другу опыт и боролись за свои права (из них впоследствии сформируется масонство). Некоторые из подобных купеческих объединений, помимо функции саморегулирования организаций, предназначались для представительства и выражения интересов, выработки единой корпоративной культуры, и здесь наиболее яркие примеры представляет средневековая Флоренция, с ее влиятельными Arti Maggiori, Великими Гильдиями, определявшими долгое время политику города.

Как бы там ни было, в XVII-XIX веках гильдии стремительно теряют влияние и разрушаются под влиянием модных идей свободной торговли и конкуренции. На их место приходят корпорации, в понимании этого слова, приближенном к современному, такие как Голландская Ост-Индская компания, то есть фирмы, нанимающие людей для производства товаров.

На смену устаревшему шаблону приходят различные формы объединения предпринимателей для экономической интеграции. Но до подлинного выражения интересов бизнеса в принятии политических решений еще далеко.

Коммерческие палаты

Первая Коммерческая палата была основана во Франции в конце XVI века. Вообще, как институт, Коммерческие палаты ближе по своей сути к профсоюзному и политическому представительству, чем к экономической ассоциации. С одной стороны, организация призвана соединить вместе бизнес-предприятия страны, с другой, скоординировать их и установить основные правила деятельности.

Хотя КП (в России они чаще называются торгово-промышленными) зачастую организованы государством, регулируются его законодательной деятельностью, на практике они испытывают мало влияния государственных органов или политиков. Напротив, эта организация является своеобразным буфером, который соединяет интересы бизнеса и власти, способом артикуляции интересов бизнеса и лоббирования определенных инициатив.

Другой её функцией является возможность оказывать воздействие в общественном сознании на имидж бизнеса в целом и конкретной отрасли в частности. Коммерческая палата – это, своего рода, поле осуществления PR’a и GR’a одновременно. Причем, в последнем ключе она часто выступает экспертом в области разработки законодательства, затрагивающего бизнес (то есть, собственно, самих членов палаты).

КП обычно организованы территориально: существуют коммерческие палаты городов, регионов, национальные и интернациональные коммерческие палаты (такие, как Европейская коммерческая палата).

Помимо этого, подобные организации часто создаются за рубежом для налаживания контактов национального бизнеса с властью в других странах. Так, например, существует Коммерческая палата Германии во Франции.

Существует два основных способа организации КП: континентальный и англо-саксонский.

Континентальный является более законодательно строгим, и предполагает обязательное членство предпринимателей в коммерческих палатах, которые при императивном подходе являются организациями, помогающими регулировать отрасль, устанавливать внутренние нормативы, вести с бизнесом диалог, где большинство реплик произносит государство. Примером континентальной системы может служить Германия, где КП иерархически организованы (одна общефедеральная палата и 83 региональных), а членство и взносы в них фиксированы.

Англо-саксонский метод традиционно более волюнтаристический и основан на добровольном вовлечении предпринимателей в общую деятельность. В этой системе КП представляет собой своего рода клуб (так, за скромную плату вы можете присоединиться к Женской коммерческой палате США), вступить в который может любой.

Если же вам не нравятся существующие клубы, вы можете организовать свой собственный – ведь в странах с англо-саксонской моделью Коммерческую палату создать может любой. Ведь участие в ней позволяет не только продвигать во власть свои интересы, но и быть вовлеченным в общественно-политическую жизнь, продемонстрировать корпоративную бизнес-солидарность, доказать социальную ответственность и неравнодушие к общественным делам. Таким образом, членство в КП – не обязанность, а привилегия. Хороший пример действующей «англо-саксонской системы» – США, где сосуществуют различные объединения такого типа представляющие от ста до нескольких сотен тысяч членов.

Негосударственность?

«Англо-саксонская система» подразумевает, что любое частное или юридическое лицо может самостоятельно организовать КП. В мире широко известны некоммерческие и независимые общественные организации, имеющие отношение к прозрачности, честности, подотчетности бизнеса и таким образом осуществляющие его коммуникацию с обществом и государством: Better Business Bureau, Guile Foundation. Движение в направлении все большей независимости бизнес-ассоциаций от государства выглядит все более соответствующим последним глобальным трендам.

Действительно, представить (особенно для нас с вами), что Коммерческая палата, организованная государством, может работать на благо общества и самого бизнеса, сложно. Но независимые социально ответственные палаты все же существуют, а некоторые умудряются даже критиковать правительство.

Опыт работы Коммерческих палат связан достаточно жестким регулированием их деятельности. Но позволяет государство бизнесменам выражать мнение в коммерческих палатах или вынуждает их это сделать – голос предпринимателей так или иначе будет услышан. И в традиционной связке государство-бизнес эти посредники на сегодняшний день незаменимы, как институт, сочетающий независимость, государственную организацию и способность выражать интересы бизнеса.

Изображение на обложке — источник 

Материал создан при участии «Опоры России»