lions3

Текст Илья Семенов | 12.12.2013

В советской России стать знаменитым писателем можно было всего двумя путями: через союз писателей и через диссидентство. При этом авторов обоих формаций обсуждали в прессе и на коммунальных кухнях, и те и другие были настоящими звездами своеобразного шоу-бизнеса, даром, что работали на разную аудиторию.

Сегодня путей в литературу – миллионы, но звезд-писателей, которые известны каждому второму, можно пересчитать по пальцам: Пелевин, Сорокин, Улицкая, Прилепин, Акунин, Лукьяненко… остальные 4 пальца оставим для тех, кого вы вспомните сами.

Вопросы о непопулярности российской литературы оставим для других материалов, а в этот раз сосредоточимся на одном из самых очевидных дорог в литературу – хорошо известной и так же зарекомендовавшей себя премии «Дебют», очередное вручение которой пройдет 12 декабря этого года. По мнению подавляющего большинства экспертов, это самая резонансная премия, принять участие в которой могут неопубликованные авторы, и при этом самая авторитетная.

«Дебют» вручается с 2000 года и с тех пор стал самым масштабным конкурсом молодых литераторов – ежегодно на него присылают десятки тысяч рукописей из России, СНГ, Европы, США, Израиля, Австралии, Японии и других стран. Все рукописи прочитываются специально отобранными «ридерами»: писателями, критиками, литературоведами и другими экспертами, а затем сформированный из лучших претендентов лонг-лист передается на прочтение членам жюри. В длинные списки попадают около 15 авторов в каждой из шести номинаций, а в отобранные членами жюри шорт-листы – примерно по пять писателей и поэтов, из которых и выбираются победители.

По итогам конкурса лауреаты получают эксклюзивные издательские контракты на один миллион рублей каждый, а финалисты – возможность опубликовать в сборниках «Дебюта» и рекомендации в лучшие издательства страны.

На первый взгляд, все очень хорошо и правильно. Так и есть: система работает без сбоев, и книги финалистов и победителей «Дебюта» действительно несложно отыскать на полках книжных магазинов. Но делает ли это их известными писателями, поэтами и критиками? Hungry Shark отобрал восемь самых заметных лауреатов «Дебюта» разных лет, а судить об их известности придется вам.

СЕРГЕЙ САКИН И ПАВЕЛ ТЕТЕРСКИЙ. ПИСАТЕЛИ-ПРОРОКИ

В 2000 году первую премию «Дебют» в номинации крупная проза получил нашумевший на тот момент роман Сергея Сакина и Павла Тетерского «Больше Бена». Эта книга за год до премии была опубликована в интернете и стала одним из первых популярных сетевых романов в истории Рунета. В этой книге молодые писатели предвосхитили сразу несколько характерных черт наступающей эпохи. Так, именно они первыми предугадали бум ЖЖ и возникновение олбанского языка, фактически «Больше Бена» стал предтечей этих понятий. Кроме того, большая часть действия романа развивается в Лондоне, и этот город кажется героям нескончаемым кошельком, который, имея голову на плечах, можно снова и снова опустошать. Напомню, что все это написано за несколько лет до того, как британская столица стала убежищем Березовского и самой популярной точкой эмиграции для российских бизнесменов.

sakin

Сергей Сакин

Кстати, пять лет назад по роману Сакина и Тетерского в Англии сняли одноименный фильм, который вызвал в российской критике самые противоречивые отзывы. А оба автора «Больше Бена» впоследствии написали по паре книг и совершенно завязали с литературой. Сакин еще некоторое время находился в поле зрения СМИ из-за своего участия в шоу «Последний герой», но вскоре интерес к нему так же потеряли. Известно, что Сергей Сакин несколько лет работал на телевидении. Последний скандал, связанный с его именем, произошел три года назад – после событий на Манежной площади. Тогда известный блогер Илья Варламов опубликовал незавизированное интервью с Сакиным, в котором он делает много резких заявлений. Павел Тетерский долгое время работал в глянцевых журналах. Интересное интервью с Павлом можно прочитать здесь.

teterskiy

Павел Тетерский

СЕРГЕЙ ШАРГУНОВ. ПИСАТЕЛЬ-ПОЛИТИК

Сергей Шаргунов – главная звезда и бренд «Дебюта». Свою премию в номинации «крупная проза» он получил в 2001-м году за повесть «Малыш наказан» и сумел построить на этом свою карьеру. На тот момент Шаргунову был всего 21 год, тем не менее, он уже печатался в «Новом мире» и других толстых журналах как прозаик и критик. «Дебют» стал для него новой ступенью, которая помогла автору получить широкую известность, в том числе и потому, что все свои премиальные он перечислил Эдуарду Лимонову, который в тот момент сидел в тюрьме.

Такая новость не могла пройти мимо СМИ, и имя Шаргунова стало достаточно известным. Позже, продолжая писать прозу и работать в нескольких печатных изданиях, Шаргунов начинает заниматься политикой. Он создает левое протестное движение «УРА!» и с большим успехом выступает на уличных акциях в разных городах России.

Настоящий звездный час для него как для политика наступает в 2007-м, когда он неожиданно для всех входит в федеральную тройку партии «Справедливая Россия» на выборах в Государственную Думу. Это событие опять же широко обсуждается в прессе, а сам Сергей всерьез надеется через несколько лет занять место президента России. Однако удивительный политический сбой продолжается недолго: через несколько недель Шаргунова исключают из списка. По мнению политологов, это произошло из-за нелояльных высказываний Сергея в адрес Кремля.

shargunov

Сам Шаргунов отреагировал на эти новости довольно стойко. В начале 2008-го года я брал у него интервью для почившей ныне газеты «Re:акция», вот цитата оттуда:

«Я еще все изменю. Пройдет некоторое время, и, безусловно, я буду во власти. Для меня все только начинается. Сейчас я напишу несколько новых книг, а потом я обязательно войду в политику, потому что то, что сейчас происходит, неизбежно приведет к банкротству тех, кто находится у власти, и дальше все будет очень круто, и когда я буду у власти, все увидят, как ситуация меняется на глазах».

К сожалению или к счастью, политическая ситуация так толком и не изменилась, да и Шаргунов в политику не вернулся. А вот новые книги он действительно написал. Тем не менее, большого общественного резонанса они не вызвали и были изданы тиражами в несколько тысяч экземпляров каждая. Шаргунов при этом – довольно яркая протестная фигура, он частый гость на радиостанциях и телевизионных программах.

ВАСИЛИЙ СИГАРЕВ. ДРАМАТУРГ-РЕЖИССЕР

В начале нулевых у российской публики проснулся интерес к современному театру: на волне Новой драмы появилось множество интересных и известных по сей день авторов. В том числе лауреат «Дебюта» 2000 года Василий Сигарев, получивший награду за пьесу «Пластилин».

Этот текст стал одним из самых громких литературных событий начала нулевых. После «Дебюта» пьеса взяла еще несколько престижных российских премий – «Антибукер», «Эврика» и другие, а одноименный спектакль Кирилла Серебренникова стал настоящей сенсацией на фестивале «Новая драма».

sigarev

На тот момент Сигарев учился в Екатеринбургском театральном институте на курсе Николая Коляды, который первым заметил талант драматурга и приложил немало усилий к тому, чтобы отправить его пьесу на запад. Это привело к неожиданному и ошеломляющему успеху: Сигарев стал первым россиянином, получившим в Лондоне самую престижную английскую театральную награду – Evening Standard Theatre Award, а европейские журналисты стали называть его одним из самых многообещающих драматургов современности.

Сигарев и сегодня остается в профессии: он пишет пьесы и снимает авторское кино, которое имеет успех на российских и зарубежных кинофестивалях (например, фильм «Жить»), его тексты переведены на десятки языков мира, однако большой известности у российской публики он так и не получил. Вырыпаев, например, куда известнее.

ДЕНИС ОСОКИН. ПИСАТЕЛЬ-СКАЗОЧНИК

Еще один победитель «Дебюта», прославившийся благодаря смежному искусству, на этот раз искусству кино – Денис Осокин. Свою премию он получил в 2001 году за цикл рассказов «Ангелы и революция», но медийным персонажем стал гораздо позже, когда его повестью «Овсянки» заинтересовались кинематографисты. Фильм по сценарию Осокина вышел на экраны в 2010 году и произвел локальный фурор.

Странная и страшная история о вымышленных Осокиным нравах и обычаях современных мерян – потомков финно-угорского племени, жившего в Поволжье сотни лет назад, вызвала неоднозначную реакцию критиков, но, безусловно, стала одним из главных кинособытий года. «Овсянки» представляли Россию на главном мировом кинофестивале авторского кино – Венецианском – и взяли пять наград, а затем с успехом прошли на мировых экранах.

osokin

Очередной фильм по сценарию Осокина – «Небесные жены луговых мари» – вышел на экраны год назад и также получил несколько российских и международных наград, но шумного успеха не имел.

ЮЛИЯ ИДЛИС. КРИТИК-РЕДАКТОР

Единственная поэтесса в этом списке Юлия Идлис получила свою премию «Дебют» вовсе не за стихи, а за художественную критику и эссеистику. Это произошло в 2004-м году, на тот момент у нее уже была одна изданная поэтическая книга, а затем вышла и вторая. Сегодня Идлис продолжает писать стихи, но больше сосредоточена на журналистской деятельности.

idlis

Уже около шести лет она сотрудничает с журналом «Русский Репортер» и на данный момент занимает в нем место редактора отдела культуры. Во многом поэтому Идлис известна больше как журналист и как автор нашумевшей книги про блогеров «Рунет. Сотворенные кумиры», вышедшей три года назад.

АЛЕКСАНДР СНЕГИРЕВ. ПИСАТЕЛЬ-ПИСАТЕЛЬ

Александр Снегирев – один их немногих авторов, для которого премию «Дебют» стала настоящим литературным дебютом. Он получил награду в 2005 году за подборку рассказов и только после этого вошел в литературу как полноценный писатель – стал печататься в «толстых» журналах, издавать книги и получать другие премии.

По-настоящему заявил о себе Снегирев через два года, когда вышла его книга «Как мы бомбили Америку» – путевые заметки двух молодых ребят из России по США образца 2001 года. А еще через два года писатель представил свой первый большой хит – роман «Нефтяная Венера», ставший одним их главных открытий литературного года.

snegirev

Ну, и, наконец, третий роман Снегирева «Тщеславие» рекомендован к прочтению всем тем, кого интересует изнанка литературной жизни. Это история о молодом человеке, решившем стать профессиональным литератором: он пишет несколько рассказов и подает их на премию «Золотая буква», которая недвусмысленно напоминает премию «Дебют».

Впоследствии Снегирев выпускает еще две книги рассказов, но серьезных премий почему-то больше не получает.

АЛИСА ГАНИЕВА. КРИТИК-МИСТИФИКАТОР

Алиса Ганиева – один из самых известных молодых литературных критиков России. В профессиональном сообществе она хорошо известна с первой половины нулевых как автор многочисленных статей в литературных журналах, однако премию «Дебют» в 2009 году Алиса получила не за критику, а за прозу. Причем свою повесть об одном дне из жизни современной Махачкалы «Салам тебе, Далгат!» она подала на конкурс под псевдонимом Гулла Хирачев, так что личность Ганиевой раскрылась только на вручении премии.

ganieva

Специально для Hungry Shark Алиса рассказала о том, почему приняла такое решение, и о том, какое влияние на ее карьеру оказал «Дебют».

Q & A

Получение премии «Дебют» как-то отразилось на вашей карьере?

Когда я получила «Дебют» в номинации «Крупная проза», меня действительно знали в узких профессиональных кругах как эссеиста и критика. Однако в прозе я дебютировала в буквальном смысле этого слова. Вручение получилось громким не только из-за создавшейся мистификации, но, и, наверное, из-за самого текста. Моя первая повесть «Салам тебе, Далгат!» рассказывала о самом обыкновенном дне самого обыкновенного дагестанца, но сразу же вызвала бурю разнородных откликов и в Москве, и на Кавказе.

Премия «Дебют», безусловно, помогла моему становлению как прозаика, в особенности своей международной программой. За последние три года я успела объехать довольно много стран с выступлениями и презентациями, перевестись на несколько языков, а следующей весной мой роман «Праздничная гора» выходит в серьёзном немецком издательстве «Zuhrkamp» под названием «Die Russidche Mauer» («Русская стена»).

Без «Дебюта» и личного участия писателя Ольги Славниковой, агента Наталии Перовой, культуртрегеров Джона Наринса и Елены Сарни и других альтруистов всего этого просто не случилось бы. Ну, и, конечно, хорошо, что есть фонд «Поколение» Андрея Скоча, который все эти издания, поездки и переводы финансирует.

Почему вы решили не подавать рукопись на премию под своим настоящим именем?

Повесть действительно писалась мной как бы не от своего имени. Я сначала выдумала себе персонажа-ровесника по имени «Гулла Хирачев» и посмотрела на Дагестан его глазами. Это был и актерский приём, и психологическая маска, и стремление «обнулить» образ, узнать беспристрастную оценку судей. В результате повесть и по стилистике (аскетичный слог, живые сленговые диалоги и т.д.), и по тематике (мир улиц, «махачей», идейных споров и религиозных прений) вышла настолько мужской, что на протяжении нескольких месяцев, пока шел отбор, эксперты даже не допускали мысли, что она может быть написана женщиной.

После такой откровенной повести Вы не стали «врагом №1» в Дагестане?

Мои тексты, хоть и художественны, многим в Дагестане не нравятся, мол, черню родину, раскрываю язвы земляков и т.д. Что в свете общего черного информационного потока о кавказцах просто смешно слушать. После публикации появился ряд обличительных газетных откликов и еще больше осуждения в Сети, на форумах и в блогах. Что уж там говорить о моих публицистических выступлениях о Кавказе.

После некоторых публикаций или участия в некоторых эфирах, где я высказывала свою позицию по поводу социального и политического положения на Кавказе, я и мои родные получали смс-ки грязного содержания, несколько раз – с угрозами. Особенно моих недоброжелателей раздражает моя «светскость». Местные чиновники, издатели и прочие авторитеты тоже за глаза поругивают. Президент Республики Дагестан, как я случайно узнала, недавно изволил помянуть чуть ли не матом в частном разговоре. Но я не принимаю всего этого слишком всерьез, так как дагестанцы, которых я уважаю, все меня поддерживают и ценят то, что я делаю. Даже если с чем-то не соглашаются.

Если вернуться к «Дебюту», кого из победителей последних лет вы могли бы отметить?

В связи с тем, что недавно возрастную планку подняли с 25 до 35 лет, победителями «Дебюта» всё больше становятся пишущие люди, уже ставшие определёнными величинами в своей сфере. Это критик, ответственный редактор журнала «Вопросы литературы» Елена Погорелая (впрочем, получившая свою награду в 25 лет), саратовский драматург Ксения Степанычева, чьи пьесы давно идут во многих театрах страны, фантаст Дмитрий Колодан, собравший все возможные награды в этой области… Но по-прежнему «Дебют» – единственная в России премия, которая целенаправленно поддерживает молодых и начинающих, и это очень ощутимая поддержка. В последние годы, после поднятия денежного эквивалента премии до миллиона рублей – ощутимая и в финансовом смысле.

И еще немного о «Дебюте» и литературных премиях вообще. Бывает так, что первый успех буквально ослепляет начинающих авторов, и на этом их творческий путь либо заканчивается, либо превращается в фарс. Упоминать их в подборке самых успешных победителей премии не слишком уместно, но удержаться сложно. Ограничимся хотя бы одной, но самой одиозной и яркой фигурой. Эта фигура – Александр Гриценко, драматург и писатель (в этом многие сомневаются), обладатель «Дебюта» за 2005 год. Не вспомнить его нельзя, потому что больно уж он смешной, почти как Брежнев в последние годы (в смысле количества медалей).

Сравните две биографии: официальную и не очень.

Такие дела, как говорил Курт Воннегут.

Изображение на обложке — источник