kurator

Текст Екатерина Заикина | 10.12.2013

Перечень признаков неэффективного образования можно долго продолжать: оторванность от практики, устаревающие методики и стандарты, предметы, невостребованные рынком, отсутствие компетентных преподавателей. При этом ответственность за исправление ситуации обычно полностью возлагают на официальную власть. Хотя есть другие заинтересованные стороны. Например, компании, желающие выбирать себе сотрудников из высококлассных специалистов или преследующие цель обучить своим технологиям максимальное количество людей, а так же сами студенты.

Куратор академических программ – относительно новая профессия. В обязанности такого человека входит сводить заинтересованные стороны для организации действительно эффективного обучения.

Павел Вотчицев рассказал, как он это делал в Sun Microsystems, в Яндексе и в непризнанной республике третьего мира стране Сомалиленд.

Павел закончил Математико-Механический факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета и начинал свою карьеру в качестве программиста. Позже работал ещё менеджером по продуктовому маркетингу.

Связями с университетами начал заниматься в Sun Microsystems, где отвечал за программу Sun Campus Ambassador в России. В рамках этой программы студентов и исследователей обучали, как пользоваться продукцией Sun: компиляторами, средами разработки, языком Java.

С точки зрения компании Sun, организация таких бесплатных курсов – это деятельность одновременно благотворительная и направленная на коммерческий успех. Второе, правда, сильно отложено по времени. Идея такая: если сейчас научить студентов пользоваться открытыми решениями, то в своей взрослой профессиональной жизни они начнут ими пользоваться в коммерческих целях. И через деятельное участие в развитии движения открытого ПО, начнут приносить прибыль, в том числе самой компании Sun.

Так как конкретные технологии быстро меняются и устаревают, главный акцент делался не в сторону рекламы отдельного продукта, а в сторону продвижения идеологии открытого кода и создания сообществ энтузиастов. Обычно такие сообщества начинаются с вузов. Философия открытого исходного кода хорошо согласовывается с их потребностями. Во-первых, для образования полезна сама возможность заглянуть в код большого рабочего продукта и посмотреть, как и что там устроено. Во-вторых, открытый код содействует сотрудничеству между университетами.

kurator

Павел Вотчинцев

Гораздо проще объединяться с исследовательскими или студенческими командами из других университетов по тематике, а не по тому, что вы пользуетесь одним и тем же продуктом. Системы с открытым кодом строятся на открытых протоколах передачи данных или форматах хранения. И совместимость обеспечивается легче.

Вообще, с точки зрения Павла, организация сообщества и организация образования – это два тесно связанных процесса. В копилке проектов, в которых он участвовал, есть одна из стартап-школ SumIT. Рассказывая о ней, Павел снова затронул тему сообществ:

Прямая речь

В SumIT мы учим людей заниматься предпринимательством. Это очень тонкая тема. Как учить предпринимательству? Что это такое? Навык, образ жизни, склад ума, деятельность? Если это деятельность, то как её можно научить? Можно ли повысить её эффективность? Так что SumIT – это не чистое образование, это тоже организация сообщества, внутри которого люди узнают более эффективные способы, получают нужные контакты.

sumit

Слушатели SumIt. Источник

После работы в Sun Microsystems, Павел устроился в Яндекс, где делал программу стажировок для студентов “Яндекс.Мастерская”, участвовал со стороны Яндекса вместе с Евгенией Смольниковой в открытии CS-центра  – образовательной инициативы в сфере программирования, анализа данных и теоретической информатики в Петербурге, которая поддерживается сразу несколькими крупными ИТ компаниями: JetBrains, Яндекс, HP.

Причиной ухода из Яндекса было нестандартное решение сменить уютную обстановку Петербургского офиса на хаос одного из беднейших регионов планеты. Павел уехал жить в Сомалиленд, чтобы помочь группе альтруистов создавать местный университет.

В команде уже были приезжие специалисты, способные учить экономике, но не было людей для организации факультета информационных технологий. И Павел, случайно наткнувшись на статью члена команды-основателей интерната в Сомалиленде Ильи Кравцова, решил попробовать.

Прямая речь

…очень здорово сделать свою собственную небольшую образовательную структуру с нуля так и как ты считаешь нужным. Понятно, что можно устроиться в какой-нибудь большой известный вуз, и тогда будет возможность нести пользу окружающим гораздо более массово, чем в Самолиленде, обучая 40 человек чудесам.

Но здесь больше пользы, с точки зрения собственного развития и самореализации. Очень полезно заниматься тем, чем ты хочешь, и там, где пользу видишь сразу, и люди видят эту пользу для себя.

За год обучения студенты-выпускники интерната в Сомалиленде научились делать простые сайты и игры. Для них это шанс найти работу, за которую платят больше, чем 40-100 долларов в месяц. В Сомалиленде есть четыре телекоммуникационные компании, два банка: государственный и частный. Ещё есть средний бизнес. Так что мест, где можно выпускникам применить полученные навыки, достаточно.

somaliland3

Учащиеся Сомалиленда. Источник

Прямая речь

Африканские сайты, сделанные африканцами для африканцев, – это большая ниша, которая постепенно развивается. Как у нас в 90-е: “Мне очень хочется сайт, правда, я не совсем понимаю зачем” (электронной коммерции нет), но желание есть. И в этой нише вполне можно работать.

Всего обучение длится три года и сейчас продолжается без Павла.

У моего преемника больше навыков системного администратора, поэтому они стали больше внимания уделять вопросам сетевого взаимодействия. Для местного рынка сейчас актуально умение настраивать локальные сети для компаний и в домах.

Объясняя свой выбор в пользу отъезда в Сомалиленд, в частности, и в пользу сферы образовательных программ вообще, Павел поделился своим мировоззрением:

“Я не фанат технологий, я – фанат людей. У людей интересно учиться, интересно понимать частные потребности и мотивы.”

Примеры из послужного списка Павла показывают, как пересечение мотивов и потребностей людей, а также организаций, стремящихся к развитию, способно качественно улучшить образовательный процесс без директивного надзора сверху.

В случае «корыстной заинтересованности» участников обучение лишается формальной составляющей: «Я здесь из-за того, что у каждого взрослого должен быть диплом», а приобретает более ответственный характер: «Я учусь, так как знаю, где потом это применить, и как образование изменит мою жизнь». Возможно, такие отдельные сообщества и инициативы – это первые ласточки, способные распространить подобную «корысть» на остальные, официальные, институты высшего образования.

Об авторе: Екатерина Заикина, разработчик в компании JetBrains. Материал подготовлен в рамках программы Game|Changers.

Изображение на обложке — источник